Просмотры: 1565 | 15 Апреля 2022 - 13:58 | Ачинск
Дмитрий НАЗАРЧУК, директор МУП «АГЭТ»
Ежедневно услугами городского электротранспорта пользуются более 10 тысяч человек. Чтобы поездки пассажиров были комфортными и безопасными, важна работа каждого специалиста нашего предприятия – слесаря и диспетчера, путейца и энергетика, водителя и кондуктора. От работников служб и подразделений МУП «АГЭТ» требуется максимальная физическая и эмоциональная отдача, повышенная концентрация внимания, профессиональное мастерство. И они со всем справляются отлично. Я в каждом из них уверен. Благодарю всех работников за труд, желаю вам, вашим родным и близким здоровья, счастья и благополучия!
В 1964 году началось строительство трамвайных путей в нашем городе. За год было уложено около 2 км полотна, а всего на строительство было отпущено около 4 млн рублей. Интересно, что изначально, согласно генеральному плану города от 1957 года, в Ачинске должны были построить две ветки: одна до АГК, другая - до вокзалов станций Ачинск I и II.
Часть первой очереди строительства включала в себя: двухпутные трамвайные пути от нынешнего кольца АГК («проходная № 2») вдоль комбината в сторону города, по улице Железнодорожной (Кравченко) до улицы Зверева с оборотным двухпутным кольцом с тупиком в седьмом микрорайоне.
Первые вагоны пришли с Усть-Катавского вагоностроительного завода. Это были новые моторно-прицепные составы, где «моторный» вмещал 115 человек, а «прицепной» - 123. Крыша была из стеклопластика, двери – ширмовые. Салон обшит фанерой, покрытой лаком. Сиденья – мягкие.
Строительство началось с энтузиазмом. 820 метров полотна были подняты всего за 15 дней. Планировалось, что первая очередь будет запущена в эксплуатацию в 1966 году. Но что-то пошло не так. Наступил январь 1967 года. Работы по выправке трамвайных путей и установке межрельсовых креплений продолжались, но строительство трамвайного депо велось с опозданием по срокам. Даже был снят начальник участка, коллектив дополнили новыми сотрудниками, в том числе инженерно-техническим персоналом. Но всё равно не хватало малой механизации: многие трудоёмкие работы приходилось вести вручную. Были перебои с бетоном и раствором для кирпичной кладки. Не было в наличии сборных железобетонных конструкций, что тормозило многие работы.
2 апреля 1967 года впервые проведена обкатка трамвайной линии снегоочистительным вагоном. Управляла им водитель-наставник Файруза АГЗАМОВА. Уже через несколько дней на линию вышли пассажирские вагоны. На стажировку первым 30 водителям дали две недели. Вагоны проходили линию длиною 16,8 км за 56 мин.
В полдень 15 апреля 1967 года у ГПТУ № 40 состоялся торжественный митинг, посвящённый открытию трамвайного движения в городе. На митинге присутствовали колонны строителей, первые лица города, трамвайщики. К концу 1967-го в трамвайном хозяйстве числилось 12 поездов. В трамвайном управлении работали 128 человек. С апреля по декабрь было перевезено почти три миллиона пассажиров. Но такого количества подвижного состава было недостаточно. Газеты писали о давках в часы пик. Люди шли на ухищрения: ехали на попутках или личных автомобилях до кольца, чтобы сесть в трамвай, идущий на завод. Жаловались на непостоянный интервал движения и низкую скорость. Простои случались и по вине автотранспорта, в том числе из-за порванной контактной сети, на восстановление которой уходило несколько часов.
Весь следующий, 1968 год продолжали покупать поезда, их общее количество к концу года достигло 36 (72 вагона). Увеличено число трамваев на линии в часы пик до 16.
В декабре 1969 года максимальный выпуск на линию составлял 28-30 поездов; полный оборот маршрута составлял 56 мин.; минимальный интервал движения – 2 мин. В последующие годы увеличивался пассажиропоток, модернизировался подвижной состав, устаревшие модели вагонов менялись на современные, технически улучшенные.
К 25 сентября 1972 года запущена в эксплуатацию трамвайная линия длиною 400 м от улицы Зверева до кольца «Обувная фабрика». Впоследствии старое трамвайное кольцо демонтировали, а кольцо в 7 микрорайоне до сих пор существует в качестве резервного. Через четыре года открыт новый трамвайный маршрут от обувной фабрики до кольца ТЭЦ, протяжённостью 6,5 км.
В те годы тоже были безбилетники и хулиганы. Некоторые пассажиры вместо денег опускали в кассы металлические кружки, пуговицы и т. д., что портило автоматы. Только за декабрь 1974 года из касс-полуавтоматов было похищено 208 руб. и 15 кассет с билетами.
19 мая 1978 года был торжественно пущен пионерский трамвай. Его изготовили на средства, полученные от сдачи металлолома пионерами Ачинска. «Ключ» от вагона получила лучший водитель трамвая в Ачинске Валентина Ивановна УРУСОВА.
Тринадцать лет понадобилось для того, чтобы продлить трамвайную линию. 8 мая 1985 года в 10 утра был открыт долгожданный участок трамвайного пути – от обувной фабрики до кольца «Рынок». И это были не окончательные планы. В перспективе должна была появиться двухпутная линия от кольца ЗФА до жилого посёлка Марганцевый рудник. Однако, сроки были сорваны, и более того, линию построили полностью однопутной, без разъездов и оборотного кольца. На ней мог работать только один поезд – «тяни-толкай» или «мотаня». Это когда сцеплены 3 состава по 2 вагона хвостами друг к другу, т. е. кабины водителя находились в начале и конце состава. Хоть такая схема была временной, ведь планировалось строительство 2-й очереди до коттеджного посёлка, просуществовала она около 10 лет и считалась уникальной. В России практика строительства подобных линий, даже с разъездами, сошла почти на нет ещё к 60-м годам.
На конец 1989 года трамвайная система Ачинска достигла максимума своего развития. Планам по строительству трамвайных путей на промбазу, дополнительных путей в Мазульский рудник и линии в Привокзальный микрорайон сбыться не было суждено. Да и новые вагоны в депо последний раз появились лишь в 1990-м году. С этого времени работа трамвайного предприятия начала ухудшаться. В 1997 году Трамвайное управление было передано от АГК в собственность города и преобразовано в МУП «ГЭТ».
В 2000 году было решено вновь вернуться к введению коммерческих трамваев только в ином виде – были запущены муниципально-коммерческие рейсы. Положение стало улучшаться: вагоны приобрели более опрятный вид за счёт покраски и тщательной уборки, появилось отопление салонов в холодное время года. Среднесписочная численность работников за год была 322 человека. Несколько раз поднимался вопрос о строительстве трамвайной линии, по желанию жителей, в Юго-Восточный район. Но пока только зарезервирован земельный участок под проектирование.
С 2007 года для учёта проезда льготников действует электронная социальная карта. В течение 2008-го выполнены ремонтные работы по восстановлению кузовов на 6 трамвайных вагонов, 5 из которых прошли по городской целевой программе «Восстановление трамвайного парка электротранспорта города Ачинска на 2008 год». Эта программа была внедрена в городе впервые: раньше из городского бюджета деньги на капитальный ремонт вагонов не выделялись.
С 2017 года в вагонах и кабине водителя для повышения безопасности работают камеры видеонаблюдения. А в 2020 году на линию вышел первый из 10 бывших московских вагонов, безвозмездно переданных нам из столицы.
Сегодня «АГЭТ» имеет в своём составе трамвайное депо с проектной мощностью обслуживания на 100 единиц. На предприятии трудится около 200 человек. В 6 ремонтных и 2 смотровых канавах одновременно может производиться ремонт и осмотр 16 вагонов. Энергоснабжение трамвайного движения обеспечивается четырьмя тяговыми подстанциями. Протяжённость трамвайных путей в однопутном исчислении составляет 35,2 км. Трамвайное движение в городе Ачинске осуществляется по трём маршрутам. Курсируют экскурсионные и заказные вагоны. Периодически к праздникам и разным мероприятиям подготавливаются тематические трамваи с оклейкой на бортах.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter чтобы сообщить нам о ней.
Комментарии ()