Просмотры: 1363 | 05 Марта 2021 - 08:48 | | Все статьи
Героиня этого материала – преподаватель биологии лицея № 1 Алёна КУЗНЕЦОВА, которую язык не повернётся назвать просто учителем. Хрупкая красивая молодая женщина настолько очарована и по-хорошему одержима своим делом, что заражает интересом к биологии всех вокруг. За время нашего разговора Алёна Андреевна успела провести для меня небольшую лекцию, после чего мне даже пришлось кое-что погуглить и понять, что в моей школе биология с анатомией были совсем другими. Не такими интересными как минимум.
Муравей в полосочку
Кажется, выбор профессии для Алёны КУЗНЕЦОВОЙ был предопределён.
- Моя мама была учителем русского языка и литературы, и в доме всегда было большое количество книг. С 4 лет я много читала. А основным моим увлечением были насекомые. Домой я тащила не котиков и собачек, а насекомых. В то время не было никаких муравьиных ферм, как сейчас, я, как могла, создавала их сама. И однажды мне попалась в руки книга «Муравей Красная Точка». В ней рассказывалось о том, что учёный поставил на муравья красную точку и исследовал его. Я так загорелась этой идеей, что, взяв трёхлитровую банку, принесла муравейник домой. Откармливала муравьёв всем, чем могла, например, гусеницами, понимая, что им нужен белок (не знала, но как-то понимала в столь юном возрасте), сахаром. И откормила до того, что муравьи у меня стали в полосочку. То есть стали такими толстенькими, что стало видно сегменты на их тельцах.
Стремление к экспериментам и любовь к «братьям меньшим» повели Алёну КУЗНЕЦОВУ в Красноярский педуниверситет. После вуза она пришла в лицей (тогда ещё школу № 1), и по сей день здесь, дарит детям радость осознания себя и мира вокруг.
Одним из важнейших моментов своей работы Алёна Андреевна считает необходимость научить ребят понимать себя и своё тело:
- Я всегда повторяю: ребята, если мы не знаем строение своего организма, если не знаем себя – о чём можно дальше говорить?
Не просто ученики, но соратники
Вкладывается в своё дело учитель биологии, что называется, по полной. С гордостью рассказывает о своих детях, которые являются не просто учениками. Они соратники, которые не только сами учатся, но и её учат. Алёна Андреевна классный руководитель 11 ЕН класса (естественно-научный специализированный).
- Это мои дети, мой первый выпуск, мы на одной волне с ними. Так здорово, когда есть соратники, которым даёшь идею, и они подхватывают её и развивают.
Но уроки биологии, конечно, интересные не только у учащихся специализированных классов. Знаний, обаяния и увлечённости Алёны Андреевны хватает на всех.
Шитьё на бананах
- Я понимаю, что будущие врачи, например, ещё сидят за школьными партами, и мы уже даём им первые пробы в профессии. Я стараюсь их давать. Привлекаю их к конкурсам, например, «Дорога к мастерству», где есть компетенция «Ветеринария». Там требуется наложить хирургический шов. Этого нет ни в школьной, ни в профильной программе. Мы сами шьём специальные подушки из эко-кожи, делаем надрез и накладываем разнообразные швы. У нас есть взаимодействие с медицинским техникумом, интернет нам, опять же в помощь. Мы ищем помощи, просим её, и действующие врачи, преподаватели показывают нам, как это делать правильно. А чтобы приблизить процесс к действительности, шьём на бананах, очень здорово получается скорняжный, узловатый, матрацный швы. Покупаем бананы килограммами! Это великолепная практика.
Тройное взаимодействие
Алёна Андреевна благодарна родителям своих учеников, которые поддерживают увлечение педагога и своих детей практическими занятиями. Многие из них являются специалистами в медицинской области:
- У нас тройное взаимодействие. Родители со своей стороны нам так помогают, могут дать инструменты, хирургические иглы, иглодержатели. Когда мы делаем практические работы, помогают определить штаммы микроорганизмов, какие колонии бактерий выросли. И это сотрудничество даёт силы.
Часто обучение выходит за рамки обычных уроков. Например, Алёна КУЗНЕЦОВА является инициатором и организатором интенсивных школ по биологии. Занятия проходят на каникулах как в лицее, так и за его пределами. Например, ребята едут в лагерь «Сокол» на несколько дней, где происходит погружение в науку. Если идёт изучение анатомии, то всё будет по-настоящему!
Ребята работают не только с теорией. Самое важное, что останется в голове учащихся, проходит через их руки. Всё серьёзно: лицеисты работают в халатах или специальных футболках и перчатках, потому что форма дисциплинирует. Делают надрезы, изучают сердечные мышцы, создают микропрепараты, совершая тончайший срез ткани, рассматривают под микроскопом, изучают. Познают. Звучит завораживающе, правда?
Для будущего
У сегодняшних лицеистов есть такая масса возможностей расти и развиваться во всех направлениях. Можно позавидовать, но лучше порадоваться. Что с ними рядом с ними чуткие грамотные наставники, которые помогают им раскрываться, «болеть» наукой, быть смелыми и креативными в решениях.
- Не все ведь станут биологами или медиками, мы это прекрасно понимаем, но нет бесполезных знаний. Каждый урок, каждая тема, встреча, книга, позволяют ребёнку вырасти в такого взрослого, который сможет решить любую жизненную задачу, не растеряется, не струсит, а перешагнёт через преграду и продолжит свой успешный жизненный путь, - говорит Алёна КУЗНЕЦОВА.
Конечно, не все будущие медики, но тех, что поступили по профилю, их нынешние вузовские преподаватели ценят очень высоко и допускают до практики гораздо быстрее других одногруппников. Вчерашние лицеисты возвращаются в родную школу, благодарят и делятся с Алёной Андреевной успехами. А ведь они по праву принадлежат и ей.
Об успехах
Лицеисты ежегодно участвуют в профессиональной олимпиаде для школьников «Дорога к мастерству» (по методике JuniorSkills) в компетенции «Ветеринария». Работают над групповыми проектами.
В 2015 году разработали проект и сняли видеоролик по теме: «Мейоз клетки», а в 2017 - «Биосинтез белка». Эта работа дала детям возможность «проживания» всех этапов формирования умственной деятельности, понимания процесса деления клетки. Также это хорошая подготовка к адекватному восприятию заданий ЕГЭ с развёрнутым ответом.
В 2016 году с учащимися 10 естественно-научного класса создали и реализовали мини-проект «Круги кровообращения». Он был представлен на занятии в 8 химико-технологическом классе. Это дало возможность восьмиклассникам лучше понять данную тему, а десятиклассникам вспомнить изученный материал для подготовки к ЕГЭ.
На базе лагеря Сокол в рамках интенсивной школы по биологии реализовали проект «Эндокринная система».
Сегодня профессия врача остается одной из самых востребованных у ребят, выбирающих естественно-научный профиль обучения.
Шестнадцать выпускников лицея 2017-2018 учебного года стали студентами высших учебных заведений медицинского профиля. Обучение в данном классе позволило превратить их мечты в реальность.
Фото: 24sibinfo.ru и лицея № 1
Автор: Александра ТИШАКОВА, Ачинская газета № 10 от 03.03.2021
Нашли ошибку в тексте? Выделилите ее и нажмите Ctrl + Enter чтобы сообщить нам о ней.
Комментарии ()