Просмотры: 2189 | 06 Марта 2019 - 11:57 | | Все статьи
Суицид, бродяжничество и буллинг – три проблемы, которые обсудили на одном из заседаний комиссии по делам несовершеннолетних. Как вовремя увидеть беду, как помочь?
ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ
В минувшем году пять ачинских подростков пытались свести счёты с жизнью. И? к несчастью, одному из них это удалось. Каждый такой случай становится предметом для глубокого анализа и не только, конечно, педагогами. Свою работу делают полицейские, психологи и врачи. Семья, где ребёнок совершил попытку суицида, мгновенно ставится на учёт, с ней работаю перечисленные выше профессионалы, и бдительность сохраняется до тех пор, пока ситуация не останется в прошлом.
Когда ребёнок пытается причинить себе вред, все вокруг неминуемо начинают задаваться вопросом: что мы проглядели?
Педагоги задают его, наверное, не меньше, чем близкие ребёнка. Вот этот мальчик на уроке, вот на перемене, с приятелями у окна: смеётся, ведёт себя привычно. А утром приходит страшная весть. Как?
- Анализ подросткового суицида в Ачинске позволил сгруппировать причины явления вокруг трёх факторов: взаимоотношения с родителями, проблемы в школе и взаимоотношения со сверстниками, - отмечает в своём докладе руководитель управления образования Татьяна БЫКОВА. – Ни одна попытка не была совершена импульсивно, в состоянии аффекта. Во всех случаях были те или иные признаки.
Различать эти признаки, улавливать изменения в поведении подростка должны не только школьные психологи. Этим знанием должны обладать все учителя. Именно поэтому в течение учебного года для педагогов проводится большое количество методических семинаров: в 2018 году их было больше десяти.
И всё-таки после каждого трагического факта разбор полётов демонстрирует причины, почему первые сигналы так не были распознаны.
- Порой педагоги игнорируют признаки эмоционального неблагополучия ребёнка: пропуск занятий, опоздания, погружённость в себя, сужение круга общения. Мы отмечаем недостаточный уровень компетентности учителей в вопросах предупреждения, выявления и коррекции эмоционального неблагополучия у детей. Ещё одна проблема – отсутствие в некоторых учебных учреждениях педагогов-психологов или совмещение этой должности педагогом-предметником. Решение этих задач и ставится как цель для школ, - отмечает Татьяна БЫКОВА.
Но надеяться на то, что именно учителя смогут предотвратить беду, нельзя и нечестно. Всё-таки ребёнок ближе и понятнее своим родителям. И их ответственность за его здоровье очень высока. Но и мамы с папами далеко не всегда способны распознать признаки этого самого эмоционального неблагополучия. Иногда достаточно чётко на них указать, разъяснить. Именно этим и занимаются педагоги в ходе родительских собраний. В том числе и общегородских. Так в течение 2017 и 2018 года в городе проведено семь таких собраний.
УШЁЛ, НЕ ОБЕЩАЛ ВЕРНУТЬСЯ
В 2018 году из дома сбежали 22 ребёнка. Каждый самовольный уход также подробно анализировался на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних.
- Мы выделяем несколько причин побега детей: попытка покинуть небезопасную среду, привлечение внимания, возрастной кризис, поиск развлечений, а также поиск среды, где ребёнок может, как ему кажется, стать успешным, - поясняет в своём отчёте начальник управления образования.
Довольно часто такой побег из дома – это протест. И причину надо искать в самом ближнем окружении: в семье и школе. Для педагогов разработан целый алгоритм действий при самовольном уходе школьников. Прежде всего, они имеют право обратиться в правоохранительные органы не дожидаясь, когда это сделают близкие люди.
Учителя справедливо полагают, что первыми звоночками предстоящего бродяжничества является систематический пропуск занятий в школе. Внутренние регламенты предписывают осуществлять ежедневный мониторинг посещения уроков. К примеру, такая статистика показывает, что 15 ачинских школьников систематически пропускают их без уважительных причин. Часть этих детей из семей, состоящих на учёте, как проблемные.
Добавим, что у педагогов есть право обращаться в полицию для привлечения родителей к административной ответственности, если их дети постоянно прогуливают школу.
Полицейские отмечают, что поиск пропавших детей часто осложняется незнанием родителями всего круга общения ребёнка – его товарищей и знакомых. А это говорит об отсутствии крепких отношений в семье и попустительском отношении к поведению подростка. И вновь решением проблемы видится работа с психологами и социальными работниками. Представители органов правопорядка отмечают, что такая практика даёт весьма ощутимый результат.
НОВОЕ СЛОВО В ЛЕКСИКОНЕ
С недавнего времени мы стали привыкать к новому слову, обозначающему застарелые проблемы – буллинг, а иначе говоря, травля. В современном мире это явление не только получило новое название, но и расширило границы, распространившись на мир соцсетей.
- Почти в каждой школе происходит ситуация, когда одни дети целенаправленно преследуют и обижают других. Ключевым фактором при буллинге является позиция взрослого. Отрицание или даже неосознанная поддержка этого явления, к сожалению, не редкость в современной школе, - говорит начальник управления образования Татьяна БЫКОВА.
Специалисты отмечают, что порой позиция учителя не только не искореняет причину буллинга, но и, напротив, поддерживает его. Мнение, что «травля – нормальная составляющая взросления» или «это для твоей же пользы: извлекай для себя урок» является опасным.
- В школах также разработаны способы борьбы с уже существующими эпизодами травли. Прежде всего, эта индивидуальная работа с участниками ситуации – агрессором и жертвой. Для этого привлекаются психологи и родители. Ещё одно требование – работа с сообществом класса: ведь буллинг – симптом неблагополучия всей среды. Совместные задачи, общее времяпрепровождение, диалог – всё это может помочь в решении конфликта, - считает Татьяна БЫКОВА.
Очень важно для педагогов в связи с этим создать доверительные отношения с детьми, слышать их и верить им.
Все три проблемы – следствие невнимательности и равнодушия взрослых к проблемам и нуждам детей. В основе их решения: уважение и искренний интерес, как родителей, так и педагогов. Ведь ни одна инструкция не будет действенной без настоящего желания помочь или предотвратить беду.
Фото: pxhere.com
Автор: Мария МАКАРОВА, Ачинская газета №9 от 27
Нашли ошибку в тексте? Выделилите ее и нажмите Ctrl + Enter чтобы сообщить нам о ней.
Комментарии ()