Просмотры: 832 | 24 Июля 2019 - 16:44 | | Все статьи
В августе вступает в силу закон о страховании жилья от чрезвычайных ситуаций. Пока он заработает только в семи регионах, в которые Красноярский край не входит, но и у нас появление новой строки в платёжках не за горами. О том, что это, кому и зачем оно надо, мы поговорили с руководителем группы страховых консультантов «Госстрах» Сергеем БОНДАРЕНКО.
– Сергей Васильевич, можете ли вы сказать, сколько жилья в Ачинске сегодня застраховано, какой процент? Ведётся ли у нас такая статистика?
– Аналитикой занимаются на уровне края, страны. Страховые компании, конечно, знают, сколько они страхуют, но никто не знает, сколько вообще жилья, сколько площадей – как вычислить долю? Но, говорят, если один процент есть, то это очень хорошо. Вообще застрахованное жильё по стране сейчас составляет десятые одной доли от общего объёма. Думаю, Ачинск не является исключением.
– Я так понимаю, что с принятием нового закона это количество должно увеличиться. Но за счёт чего? Страхование ведь добровольное…
– Сегодня агенту страховой компании, чтобы поговорить с человеком, нужно попасть в подъезд (они все сейчас зачипованы), там тоже могут дверь не открыть или вообще послать куда подальше – всякое желание пропадёт куда-то ещё идти.
А тут в каждую квартиру приходит платёжка с дополнительной строкой. Человека никто не уговаривает, не насилует, он сам решает, готов или нет вносить эти 100 рублей. Сделал первый платёж – автоматически начал страховаться. Эта упрощенная система, безусловно, даст прирост. Я общаюсь с людьми в быту, многие говорят, что не прочь застраховать своё имущество: лучше лишний раз заплатить, чем потом остаться ни с чем. Да я и сам буду платить этот взнос, когда он появится в платёжках.
– Сейчас государство оказывает помощь после наводнений, лесных пожаров и коммунальных аварий. С появлением закона о страховании что-то изменится?
– Ни одно государство в мире так не помогает при чрезвычайных ситуациях, как Россия. За рубежом ни о какой постройке домов или выдаче квартир пострадавшим даже речи быть не может – всё за счёт страховки. У нас же ежегодно из бюджета на эти цели тратятся десятки миллиардов рублей. Сейчас в Иркутской области случилось наводнение. По моей информации, туда уже запланировано направить 14 миллиардов – сумасшедшие деньги! Это сколько городов, таких, как наш, можно год содержать…
И всё равно государство не в силах помочь всем – это просто нереально. Да, мы узнаём из СМИ о масштабных бедствиях, крупных пожарах и наводнениях, о том, что там оказывается помощь. А сколько по стране происшествий, которые остаются за кадром? Большинство людей получают небольшие выплаты и живут где-то у соседей, родственников или влезают в кредиты…
– В Ачинске массовых стихийных бедствий, к счастью, не было. Но люди тоже горят и остаются без крыши над головой.
– Вот именно поэтому и нужна страховка. Причём могу сказать из своей практики, что сейчас начали страховать не только жильё, но и свою ответственность. Что это значит? Допустим, случился у тебя потоп – мало того, что в своей квартире ремонт нужно делать, так ещё и всем соседям снизу, будь добр, возмести нанесённый ущерб. Страхование ответственности как раз и подразумевает компенсацию вреда, причинённого имуществу другого лица.
– Сколько сейчас стоит застраховать квартиру?
– Порядка трёх-четырёх тысяч в год, можно с рассрочкой, в два-три взноса. Мы, как группа консультантов, взаимодействуем практически со всеми страховыми фирмами, которые есть на рынке – ценник приблизительно одинаковый.
Страховка зависит от квадратуры, оценочной стоимости, от тех рисков, которые будут прописаны в договоре. Например, ты можешь застраховаться только от пожара или только от кражи, а можешь указать абсолютно все риски.
– Получается, когда я сам обращаюсь в страховую компанию или к вам, я могу выбрать то, чего опасаюсь. Если же мне приходит квитанция со «страховочной» строкой, выбора нет, там уже кто-то определил за меня риски…
– Пока этого перечня нет, не могу точно сказать, что там будет заложено, но, думаю, минимум. Если ты захочешь ещё что-то, никто не мешает тебе лично прийти в страховую компанию и дополнительно от чего-то застраховаться.
– Страховых компаний достаточно много. Кто будет решать, кому участвовать в государственной программе?
– Я думаю, что решение по выбору страховщика должна принимать управляющая компания, которая обслуживает дом. Возможно, на конкурсной основе или ещё как-то. Сейчас сотрудники УК договариваются с теми, кто убирает мусор, делает ремонт в подъездах и так далее. Вполне логично, что и со страховщиками будут взаимодействовать именно они, как представители интересов жильцов дома.
– Пока не совсем понятно, из чего будет складываться стоимость полиса, ведь и дома разного «возраста», и общедомовое имущество – крыши, коммуникации не в одинаковом состоянии. Кроме того, московские эксперты отмечают, что тормозом для работы нового закона может стать отсутствие пакета нормативных документов, в том числе методик для определения размера ущерба. Из всего выше сказанного, пожалуй, можно сделать вывод – хорошо, что у нас этого пока нет. Пусть в других регионах пройдёт обкатка – нам потом проще будет.
– Может и так. Но я хочу сказать, что не стоит бояться этого закона. Никто никого не принуждает. Это всего лишь шаг для снижения нагрузки на бюджет. Государство пытается приучить людей думать о себе, сделать так, чтобы страхование вошло у них в привычку. Для сравнения: в США 95 % граждан страхуют жильё, в европейских странах этот показатель равен 80. Мы со своим одним процентом, конечно, рядом не стояли. Но главное – начало положено. А уж как будет реализовываться закон о страховании, покажет время.
В постановлении правительства говорится, что в случае наступления ЧС, прописанного в условиях, страховщики будут покрывать ущерб в размере от 300 тысяч до полумиллиона рублей, остальную сумму возьмёт на себя бюджет. Брать деньгами или «квадратными метрами», если есть такой выбор, будут решать граждане.
Фото: pxhere.com
Автор: Полина ЛЕСИНА, Ачинская газета № 30 от 24.07.2019
Нашли ошибку в тексте? Выделилите ее и нажмите Ctrl + Enter чтобы сообщить нам о ней.
Комментарии ()