Просмотры: 1689 | 06 Мая 2019 - 17:18 | #Образование | Все статьи
Уже более 10 лет ачинская школа № 5 успешно нарабатывает опыт в широкой и непростой области – инклюзивном образовании. Отметим, что федеральным законом об образовании установлено право детей с ограниченными возможностями обучаться в общеобразовательных школах. И все учебные заведения должны это право обеспечить. У кого-то это получается лучше, у кого-то – хуже. А кто-то уже способен обучать других педагогов.
Коллектив школы давно участвует в государственных программах, несколько раз выигрывал гранты на приобретение специального оборудования для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Сейчас в школе № 5 имеются сенсорная комната, кабинеты профильного труда со швейным, столярным и слесарным оборудованием.
Летом прошлого года школе был присвоен статус площадки стажёрских практик по подготовке учителей для работы в условиях инклюзивного образования. В этом учебном году уже состоялись две стажёрские площадки, осенью пройдёт третья. Педагоги пятой школы провели уроки, внеклассные занятия, спортивный праздник, дискуссии, демонстрирующие опыт коллектива по применению инновационных методик.
Мы отправились школу № 5, чтобы из первых уст услышать об уникальном опыте наших педагогов.
- Инклюзивное образование мы начали реализовывать ещё до того, как оно было определено законом об образовании. Поэтому, когда нам предложили поучаствовать в конкурсе по разработке стажёрских программ, мы использовали эту возможность, - рассказывает Галина КУЗНЕЦОВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. - И теперь мы обучаем учителей, как включать учащихся с ограниченными возможностями здоровья в воспитательный и образовательный процесс.
В течение десяти лет, шаг за шагом, коллектив школы шёл к своей цели – стать лучшими в области инклюзивного образования. Если не вершиной, то значимым пунктом на этом пути и оказалась организация стажёрской площадки.
- Это большая ответственность, которая лежит на наших педагогах. Мы ещё сами учимся, путём проб и ошибок получаем бесценный опыт. Им и делимся с нашими коллегами из других школ, не только Ачинска, но и других районов края, - продолжает Галина Витальевна. – Первая стажёрская площадка приняла педагогов пяти территорий края, она прошла для нас достаточно легко, так как в ней принимали участие наши коллеги, с которыми мы не раз встречались как раз по теме инклюзивного образования. Общение шло на равных. Вторая площадка, прошедшая в апреле, была гораздо сложнее. Людей было не так много, как в прошлый раз, но опыта в этой области у них было меньше. Хотя эффект от этого мероприятия колоссальный – учителя благодарили нас, им многое стало понятно, мы разбирали конкретные случаи, которые вызывали затруднения у педагогов.
Ответственность на коллективе школы № 5, действительно, лежит серьёзная. Таких стажёрских площадок в крае всего две, одна из них в Красноярске.
Коллектив школы – единый организм, каждая часть которого может рассчитывать на общую поддержку. Методист по инклюзивному образованию Ольга КУЛИКОВА уточняет, что работа проходит строго по рекомендациям ПМПК, в которых прописаны направления для специалистов. Поэтому родителям, если они замечают какие-то проблемы в развитии своего ребёнка, заранее стоит озаботиться диагностикой ещё перед школой.
Мы пообщались с преподавателями, которые в рамках стажёрской площадки давали уроки. Учитель физики Елена КУЖЕЛЕВА отмечает, что на своих занятиях с детьми с ОВЗ делает упор на практической части:
- Нужно обучить детей элементарным вещам, которые пригодятся им в жизни. Например, обращению с электрическим током. Это, конечно, не всё, мы проходим необходимую программу, но в ней меньше теоретических задач, - поясняет Елена Владимировна. – Кроме того, я всегда обращаю внимание на настроение учеников. Если кто-то хандрит или вдруг решил, что ничего толкового из него не выйдет, стараюсь переубедить, привести конкретные примеры из жизни, как мои бывшие ученики реализовали себя.
- На показательных уроках я старалась показать все методы и приёмы работы с детьми с ОВЗ. Впрочем, их никто сначала не заметил, потом же, на разборе урока, это стало очевидно, - рассказывает учитель начальных классов Татьяна ЛЕОНОВА. - Коллеги временами делятся успехами наших учеников, не веря, что у них в начальной школе были проблемы.
Преподаватель технологии и руководитель театра моды «Шпилька» Елена ЧИСТОПОЛЬСКАЯ считает, что в детей нужно вложить навыки будущей профессиональной деятельности.
- Работаю здесь уже 7 лет, веду подготовку по профилю «швейное дело». Я не забиваю голову детей формулами, так как исходя из особенностей восприятия, у них нет пространственного видения. Я готовлю конкретного человека к конкретной деятельности. И это даёт свои плоды. Наш театр «Шпильки» известен далеко за пределами нашего города, мы не раз ездили на фестиваль в Сочи, - говорит Елена Вячеславовна. – У нас прекрасно оборудованный класс домоводства, где мы не только шьём. Мы готовим, моем посуду, проводим уборку, то есть учим детей ориентироваться в быту.
- Мы достигли достаточно высоких результатов в своей работе, но это не повод останавливаться. В городе и в Красноярском крае в этом плане мы лидируем, - резюмирует директор школы Валентин ОСПИЩЕВ. – Мы получили массу отзывов от педагогов, которые благодарили за полученный опыт, и, я думаю, ради этого стоит работать дальше.
Руководитель учреждения признаётся, что у него есть мечта: к уже существующим профильным направлениям – швейное и столярное дело – добавить автодело. Уже есть часть необходимого оборудования. При умении коллектива школы № 5 ставить цели и достигать желаемого, думаем, в будущем здесь появится не только автодело, но и что-нибудь ещё – важное, интересное. Инновационное.
Автор: Александра Тишакова, Ачинская газета №18 от 1 мая 2019 года
Нашли ошибку в тексте? Выделилите ее и нажмите Ctrl + Enter чтобы сообщить нам о ней.
Комментарии ()