Просмотры: 1489 | 27 Декабря 2018 - 13:14 | | Все статьи
Чего ты ждёшь от встречи с легендарным космонавтом? Что, как минимум, ты поймёшь: он и ты – как небо и земля. Но герой России, микробиолог, 535-й космонавт, вышедший в открытый космос, Сергей Рязанский оказался открытым и понятным человеком. В рамках фестиваля «NAUKA 0+» в Красноярске он встретился с сибиряками и журналистом «АГ», чтобы ответить на вопросы и о космосе, и о земле.
Сергей Рязанский, Герой России, лётчик-космонавт. Родился в 1974 году в Москве. Закончил биофак МГУ. Работал в Институте медико-биологических проблем РАН. Защитил кандидатскую диссертацию по специальностям «Физиология» и «Авиационная и космическая медицина». Совершил два космических полёта, суммарной продолжительностью 306 суток. Стал первым в мире учёным – командиром космического корабля («Союз-МС05», 2017 г.). В ходе космических полетов совершил 4 выхода в открытый космос, общей продолжительностью 27 часов 35 минут. Вместе с Олегом Котовым вынес олимпийский факел Сочинской зимней олимпиады в открытый космос, а второй их выход стал одним из самых продолжительных за всю историю советской и российской космонавтики – 8 часов 7 минут.
Принимал участие в проекте «Марс-500» в качестве командира экипажа Марс105. Ведёт популярный блог о космосе и не только.
Сергей Николаевич очень позитивный человек – это стало первым открытием. Без пафоса, доступный, недюжинно умный, сильный, увлечённый, спортивный, просто удивительный – список эпитетов может быть длинным, как хвост кометы.
- Космонавт может быть либо умным, либо здоровым. Я здоровый, - пошутил Сергей Рязанский в начале встречи. – Когда меня пригласили в отряд космонавтов (туда приглашают заметных учёных. – Ред.), я приступил к тренировкам в 2003 году. А полетел первый раз только в 2013-м. Я ждал своего часа 10 лет.
Рязанский — человек целеустремлённый. Никогда не мечтавший, как многие пацаны в детстве, отправиться в космос, Сергей грезил о биологии как самой интересной науке на земле. «Я же всех живых существ люблю, особенно – животных», - смеётся учёный. Отсюда биофак МГУ. Поэтому – ну, пригласили в отряд, и ладно. Но позже стало ясно: в космос не пустят, шансов почти нет: все места учёных на станции были выкуплены американцами на 12 лет вперед, а на должность инженера можно было попасть только с соответствующим образованием из МАИ или МГТУ им. Баумана.
Вот тогда «зацепило»: неужели не докажу, что могу? На борту космического корабля большую часть пространства, причём очень-очень сжатого, составляет аппаратура – корабль находится в космосе по нескольку месяцев, ведутся различные исследования, решаются задачи. Априори понятно, что много людей там быть не может. Из десятков потенциальных космонавтов в отряде в космосе окажутся в итоге единицы. Так было со времён Сергей Павловича Королёва. Всё точно так же и сейчас. Центральное место – командир корабля, слева от него – бортинженер, третье место – полезный «балласт».
Рязанский стал первым человеком, который занял место бортинженера без инженерного образования. Считает: если чувствуешь, что в жизни надо что-то менять, - меняй. Десять лет упорного труда, одна мысль, когда засыпал и просыпался: доказать, что «учёный сможет». А второй полет, подготовка к которому велась в экстремально стремительном режиме - уже почти невозможное. Традиционно место командира может занять только военный лётчик. Но получилось. Летать упорный биолог мечтает и сегодня, если пройдет медкомиссию и… отпустит супруга. «Мы договорились «на берегу», - рассказывает герой. – Первые два раза я лечу без обсуждения. А вот если намечается третий полёт – сядем и обсудим».
Из космоса Рязанский не только «привёз» веру в человека, но и тысячи фотоснимков. В свободное время - а график работы расписан по часам - космонавты так же, как обыватели, читают, смотрят любимые фильмы. Сергей смотрит матчи, болеет за любимую команду «Спартак». Обязательно занимаются спортом - иначе мышцы атрофируются в невесомости - и фотографируют. В итоге мы можем увидеть нашу планету глазами человека по ту сторону иллюминатора: уникальные снимки всех выдающихся географических, климатических объектов вошли в книгу «Удивительная Земля» С. Рязанского. В издательстве находятся ещё две книги этого автора.
- Жизнь – безумно интересная штука, - не понаслышке знает наш визави. – Из космоса границы Земли не видны, они – только в наших головах. Поверьте: мы можем гораздо больше, чем думаем о себе.
Рязанский рассказывает о лидерстве:
- В космосе командир не может «стукнуть кулаком по столу», его будут слушать, только если он скажет: «Ребята, тут Земля дала задание. Что думаете по этому поводу?» Очень важно, чтобы экипаж уважал своего командира и доверял ему, и это ещё необходимо заслужить – в первую очередь принятием ответственности за ситуацию и за команду. Нужно уметь находить общий язык с командой, в том числе с той, которую ты не подбирал. К слову, общий – «космический» - язык на станции называется Ruslish (синтез русского и английского).
На МКС лидер предельно зависит от своей команды, а команда – от лидера. Поэтому безотносительно того, насколько далеко ты находишься от Земли, самое главное – это быть человеком. Владеют космонавты и конфликтологией – умеют ругаться «по-доброму» и находить компромиссы.
Спрашиваем Сергея Рязанского, чего ему не хватает в космосе, а после и на Земле.
- Когда оказываешься в космосе, мечтаешь о чём угодно, я вот больше всего вспоминал пиццу. Когда вернулся из первого полёта, 10 минут просто сидел в душе и смотрел на падающую воду. Этого так не хватает «там». Но через некоторое время вновь начинаешь скучать о полёте, о невесомости, смотришь на звезды – и тоскуешь. В своём втором полёте я забрал со станции мягкую игрушку, которую оставил там в первый раз: без меня летал олимпийский Чебурашка. Я благодарен всем друзьям, кто в меня верил и поддерживал, долго думал, как их отблагодарить. И придумал: беру их фотографии на борт, а когда делаю снимок Земли из космоса, то в кадр помещаю их изображения. Так они все вместе со мной не только побывали в космосе, но и навсегда запечатлены на фоне потрясающих земных видов.
Когда выходишь в открытый космос, вокруг красота неописуемая: ты видишь планету, не прижавшись носом к иллюминатору, а в настоящем 3D. А в тени ты можешь выключить свои прожекторы и полюбоваться ночным небом. Мы видим гораздо больше звёзд, чем это возможно увидеть, находясь на Земле. Если с поверхности Земли можно увидеть порядка 2-2,5 тысяч звёзд невооруженным взглядом, то с нашей высоты - около 7-8 тысяч. Небо очень-очень-очень звёздное!»
Сергей говорит, что, когда космонавт возвращается на борт после выхода, пространство заполняется этим запахом космоса. Больше всего он напоминает запах металлической сварки и… тормозящего трамвая (горящее железо).
В 2017 году в полете с Рязанским были 60-летний Паоло Несполи, 50-летний Рэндольф Резник. Сергей рассказал о секрете, как им в таком возрасте удаётся преодолевать сверхнагрузки: «Главное – хотеть жить. Часто люди садятся на диван, опускают руки… Если какой-то орган не тренировать - он будет деградировать. Чтобы развивать мозг, нужно читать. Чтобы быть здоровым – заниматься спортом. Если человек любит жизнь, активен - он будет бодр долгое время. Часто бывает, что человек погрязает в своей рутине. Хуже всего, когда при этом ноет. Если вы ему захотите помочь, то он не станет счастливее. Будет продолжать ныть. Только теперь в его неудачах будете виноваты вы.
Автор: Таисия Аникина, Ачинская газета №51 от 19.12.2018
Нашли ошибку в тексте? Выделилите ее и нажмите Ctrl + Enter чтобы сообщить нам о ней.
Комментарии ()