Просмотры: 1269 | 11 Марта 2020 - 14:05 | Статьи
Остров Даманский. 2-15 марта 1969 года. Эти дни вошли в историю как первый после Великой Отечественной войны серьёзный вооружённый конфликт, произошедший на территории нашего государства. На этот раз – с Китаем.
С тех пор минуло более 50 лет − всё меньше остаётся участников и очевидцев кровавых событий, всё реже вспоминают о мужестве и героизме приморских пограничников и солдат Красной Армии. Между тем именно благодаря им, по мнению историков, тогда удалось предотвратить войну на Дальнем Востоке. И кто знает, не актуальна ли сейчас эта тема для современной России?..
Немного истории
По большому счёту остров Даманский с хозяйственной точки зрения не был нужен ни одной из двух сторон. Площадь его – около одного квадратного километра, а во время паводков его вообще почти полностью скрывает водой. Но по закону этот небольшой клочок земли принадлежал Советскому Союзу, а КНР всячески пыталась это оспорить. Зачем? Политологи считают, что китайцам это нужно было, чтобы показать своё международное влияние. Даманский для Китая был не причиной, а поводом для развязывания резкого противостояния с далеко идущими целями.
В 1964 году Мао Цзедун открыто предложил руководству СССР передать Даманский Китаю, однако получил отказ. Тогда китайцы начали «ползучую оккупацию» острова. Они пасли там скот, косили траву, заявляя при этом, что находятся на своей земле, даже спиливали наши погранстолбы.
Пограничники регулярно задерживали крестьян с противоположного берега Уссури и выдворяли их, не применяя оружия. Между тем с каждым годом число провокаций увеличивалось – китайцы наглели всё больше: спиливали наши погранстолбы, устраивали массовые демонстрации на линии госграницы, нападали на патрули. В 1969 году они совершили более пяти тысяч зарегистрированных нарушений советской границы! Остров Даманский превратился в место проверки на прочность наших солдат. Фактически на льду Уссури чуть не ежедневно проходили мордобои.
И вот 2 марта 1969 года по группе советских пограничников (которым самим было категорически запрещено стрелять) был открыт огонь на поражение. 32 человека, прибывших на остров для очередного разгона китайцев, погибли на месте.
Остановили вражеский натиск военные с соседней заставы, услышавшие стрельбу. Они выехали на место на БТРах – китайцам пришлось отступить.
Вытаскивали и хоронили
18-летний Николай МАСАНОВ, уроженец с. Ястребово, в это время был на учениях в сержантской школе. Он служил в 57 Дальнереченском погранотряде 2488.
После расстрела людей на Даманском их группу подняли и в срочном порядке отправили на заставу рядом с островом.
− Нас спросили: «Кто желает прочесывать остров?». Надо было искать своих раненых, убитых. Почти все вышли, − рассказывает пограничник. – Приятного, конечно, мало. С той стороны реки пулемёты китайские видать: Уссури неширокая, сам остров – метров 600-700 шириной и километра полтора длиной. Все кусты порублены минами, валы нагребённые, за которыми китайцы прятались, когда наших в упор расстреливали… В общем, мы под пулями. А нам стрелять не разрешали: считали, что если применим оружие, будет война. Так нам доводили.
Солдаты при осмотре острова находили разлитую ханжу (китайская водка), наваленное кучами печенье – убийцы пировали, ожидая встречи с пограничниками. Были тут и брошенные автоматы, и рожки от них, и патроны россыпью. Но самое главное – люди…
− Собирали их – раненых, убитых, истыканных штыками, с выколотыми глазами, отрезанными ушами… Вытаскивали на наш берег, складывали в ледник около заставы, − видно, что Николаю Ивановичу тяжело даются эти воспоминания.
Немного помолчав, он добавляет:
− Зрелище, конечно… Лица обезображенные. Молодые совсем ещё – им и 20 не было… Долго они потом мне снились…
Пограничники сами готовили тела к погребению: обмывали, переодевали. А потом были похороны – тут же, на заставе.
− Я в этот день как раз на посту стоял – часовым на вышке, − говорит МАСАНОВ. – Очень много народа было, родители приехали…
Наготове
После массового убийства к острову начали стекаться войска из Дальневосточного и Тихоокеанского пограничных округов. Китайцы готовили к наступлению полк в пять тысяч солдат. В том, что в ближайшее время будет продолжение военного конфликта, никто не сомневался.
− Мы жили в палатках недалеко от заставы, в сопках, − рассказывает Николай Иванович. – Засекут китайцы – палатку сворачиваем и переходим в другое место. У них же вышки с той стороны – наблюдение. Под 30 градусов морозы тогда стояли, в палатке прохладно, но спасала химзащита. Сверху накинешь на себя, надышишь – вроде тепло.
Особо ни о чём солдаты в это время не думали, просто несли службу, говорит пограничник:
− Никто не боялся, никто не трусил, хоть и молодые были. Единственное – жалели, что стрелять нельзя. Китайцам всё позволялось, а нам – ничего. Мы не понимали: как так?
Огненный град
14 марта группа китайских военных, двигавшихся в сторону острова Даманский, была обстреляна советскими пограничниками. Китайцы отступили. А утром 15 марта произошел серьёзный бой с использованием реактивной системы «Град». Шквальный огонь сравнял с землей всю китайскую группировку войск, сосредоточенных на другой стороне реки. Это решило исход конфликта. Больше на этом участке границы китайцы боевых действий не предпринимали.
− Когда всё началось, гул стоял ужасный, − вспоминает Николай Иванович. − Мы были рядом, около острова, готовые в любую минуту вступить в бой. Но наш начальник отряда жалел нас, молодых, не давал туда сильно лезть. Но мы тоже потом вытаскивали под пулями убитых и раненых, в окопах лежали.
− Сколько вы вынесли людей? – спрашиваю у пограничника. И получаю ответ:
− Да кто их считал?! Не до этого было! Стреляли, мины рвались. О чём там можно было думать?
− Когда уезжали с острова, с заставы, увидели наш подбитый, сожжённый Уазик, а рядом лежал убитый китаец: не успели, видимо, его к себе забрать, − делится Николай Иванович ещё одним воспоминанием. – Вот тут мы разглядели, в какой они форме: брезентовая роба, шапка енотовая. Сам маленький, плюгавенький… Потом его обменяли на тело Петрова – нашего фотокорреспондента, которого китайцы ранили, утащили на свой берег да там и замучили…
Послесловие
Окончательную точку в конфликте поставили политики двух стран. 10 сентября 1969 года было достигнуто соглашение, что ни китайские, ни советские войска не будут занимать спорный остров. Это означало, что Даманский де-факто отошёл к Китаю. Юридическое изменение границ произошло в 1991 году.
− Я не понимаю, зачем надо было отдавать остров, − говорит Николай Иванович. – Конечно, обидно и неприятно. Неужели зря погибали солдаты и офицеры?
Это, конечно, больной и сложный вопрос. Но он напрямую связан с определённостью на рубежах двух стран. После мартовских событий 69-го китайцы поняли, что нарушение границы и тем более агрессия по отношению к русским военным может плохо для них закончиться. Информация о потерях китайской стороны до сих пор закрыта, но по разным оценкам они составляют от 100 до 300 человек. И пусть сейчас остров называется Чжэньбао (переводится как «драгоценный»). Для русских он навсегда останется Даманским – символом мужества, доблести и героизма.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter чтобы сообщить нам о ней.
Комментарии ()