Просмотры: 1656 | 12 Февраля 2021 - 16:40 | | Все статьи
АГ объявляет старт большого проекта «Да будет всё!», посвящённого году науки и технологий. Мы расскажем вам о том, что небольшой город успешно может быть «колыбелью выдающихся умов», о том, что возможность утолять жажду знаний и развивать свои способности есть у каждого ачинского ребёнка. Мы расскажем о талантливых и увлечённых людях, о педагогах, отдающих будущим ЭЙНШТЕЙНАМ или ПЕРЕЛЬМАНАМ не только свой опыт, но и душу, и о детях, жадных до знаний и впечатлений.
ГОЛОВОЛОМКА С ПРИЦЕЛОМ НА БУДУЩЕЕ
Мы не раз слышали выражение: «Будущее – это сейчас». Наверное, мало кто понимает его лучше, чем педагоги и учащиеся лицея № 1. Здесь зарождается искренняя заинтересованность наукой, воплощаются в жизнь почти фантастические идеи, разрабатываются жизнеспособные проекты. И, конечно, не в последнюю очередь всё это - заслуга педагогов.
Тимофей ПРОТАСОВ – не просто учитель физики, такого вы вряд ли встретите в любой другой школе. Это наставник, любящий свой предмет и детей, способный развиваться сам и дающий эту возможность своим ученикам. Деятельность педагога не ограничена исключительно школьной программой, ребята заняты в профориентационных проектах, таких, как «World Skills» , «Билет в будущее» и многих других, научно-практических конференциях, сменах всероссийских образовательных центров «Орлёнок», «Сириус» и так далее.
Как говорят о ПРОТАСОВЕ коллеги, он тот самый педагог, которой даже в самом ленивом взрослом может вызвать желание изучать физику. При нём радиоэлектроникой начали заниматься девочки. Он тот самый педагог, который умеет делать важное – связать теорию с практикой. А практики в лицее очень много.
Мы встретились с Тимофеем Николаевичем и его учениками в уютном светлом классе и проговорили почти два часа. Эта встреча вызвала во мне стойкое сожаление, что мне не 14, и я уже не могу присоединиться к этой увлечённой компании.
НЕ ПРОСТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- Я занимаюсь экспериментальной физикой ещё со школьной скамьи. Достойная материально-техническая база лицея позволяет проводить эксперименты, учащиеся пользуются такими приборами, которые есть не в каждом университете. Например, когда мы приезжаем в Томский политехнический на конференции, наши работы имеют не просто ценность, они имеют вес. Даже у них некоторые лаборатории не позволяют производить такие исследовательские изыскания, допустим, по направлениям «электрический взрыв проводников», «низкотемпературные плазменные образования». А здесь мы этим занимаемся, в наших обычных лабораторных условиях можем получить, например, нано-порошки, - рассказывает ПРОТАСОВ.
Звучит это всё, как сюжет научно-фантастического фильма. Мы привыкли думать, что передовые технологии – это для крупных городов, и уж точно не для обычных школ. Но лицей № 1 язык не повернётся назвать обычным.
Помимо экспериментальной физики Тимофей Николаевич курирует вопросы токарной работы, которая, впрочем, тоже не совсем обычная.
- Мы с ребятами из профильных классов посещаем лабораторию 3D-прототипирования в ачинском филиале аграрного университета каждый год. И эта практика в дальнейшем нам пригождается: мы можем какие-то детали, расходники изготавливать, а не покупать, - отмечает ещё один «бонус» такой продвинутой образовательной деятельности Тимофей ПРОТАСОВ.
Все эти интересные вещи доступны не только тем ребятам, которые посещают профильные классы: инженерно-технологический и Роснефть-класс.
- Ходят дети и из общеобразовательных классов. Из естественно-научного седьмого класса в этом году в первый раз ходят ребята, с радостью посещают, паяют. Изучают, конечно, на своём уровне, с ними работаем немного по-другому. А ребята из старших классов изучают радиоэлектронику на более высоком уровне. Нужно, чтобы они не просто научились паять, а научились читать схему, разбираться в оборудовании, контрольно-измерительных приборах. У детей есть возможность приходить и работать.
- Тимофей Николаевич, а вы видите среди этих детей тех, в ком особенно силён потенциал?
- Естественно, есть звёздочки, да и все они звёздочки. Но дело даже не в этом, все дети одинаковы. Весь вопрос в том, что ребёнок пришёл и здесь остался.
- От чего это зависит, как думаете?
- Наверное, от того, чем он пришёл заниматься, и насколько ему это нравится.
- А от преподавателя?
- Это детям виднее, мне сложно судить. Но если вспоминать мои школьные годы, то – да. Моя физика начиналась с учительницы. Но никто ведь детей не заставляет. Был случай: пришёл ребёнок и со слезами попросил, чтобы его записали на радиоэлектронику. Не понял сначала, подумал, может, места ему кто-то не даёт (мы набрали группу, но детей по факту ходит больше). А потом выяснилось, что родители заставляют его ходить на фортепиано. И если бы он ходил сюда, то на фортепиано – не пришлось бы. И вот, он к нам ходит. Не знаю, правда, занимается ли сейчас музыкой или нет… но радиоэлектроникой занимается.
- Дети спрашивают, зачем всё это надо?
- Я стараюсь избегать фраз вроде «Это пригодится вам в дальнейшей жизни», по хорошему это должно стать вектором для поступления в высшее учебное заведение. Собрать по схеме, научиться паять – это немного ума надо. Нужно понимать, как это функционирует. Мы даём и инженерные навыки. Работаем с электроинструментом, я рассказываю о материаловедении им так далее. Стараюсь популяризировать науку, рассказать о том, что в школе обычно не рассказывают, да и в техникумах тоже. Всегда снабжаю детей головоломками, привожу их из каждой командировки. Они потом по классам у нас гуляют. Я приглядываюсь, как ребёнок решает задачу, и ход его мыслей мне уже понятен. Кроме того, при знакомстве всегда спрошу – а что вы читаете. Читать важно, недаром мы были самой читающей страной. Без чтения не получится ничего.
УЧЕНИКИ И СОРАТНИКИ
Ребята, собравшиеся в классе, при всех своих живости и любопытстве ведут себя очень сдержанно, пока наставник рассказывает о работе, но когда внимание переключается на них – отвечают на вопросы спокойно, уверенно и обстоятельно. И в этом тоже успех педагога – когда удаётся сохранять здоровую дисциплину без тирании, а только силой своего авторитета.
Спрашиваю – зачем им такие «сложности», как продвинутая физика? Отвечают без промедления: «Это интересно!».
- Дело интереса, затянуло – раз и на всю жизнь. Мы встречаемся с электроприборами каждый день, и мне стало интересно, как это всё устроено, - говорит Юля ШВЕДЧИКОВА (8 ИТ-класс). – Я попала в инженерно-технологический класс. Должен был пройти турнир по пайке, там Тимофей Николаевич заикается о радиоэлектронике. И всё завертелось. А в этом году случился чемпионат Юниор Профи. Я соглашаюсь на участие и ставлю для себя цель – победить. И мы победили. Теперь готовимся на Россию.
- Не так давно я присоединилась к коллективу, который занимается радиоэлектроникой, пришла в этом учебном году. Тоже стало интересно, - признаётся Юля ФИЛАТОВА (9 ИТ). – Мне рассказывали об этом подробно друзья и одноклассники. Вот и стало любопытно, как все эти детали работают, друг с другом взаимодействуют, и что с ними вообще делать. При этом, я не считаю, что всё это – не женское дело. Даже думаю, что такую работу женщина нередко может сделать лучше, чем мужчина
- Физика, если понимать, не будет сложной, она интересная, если вникать в темы. И если продолжать углубляться, то в будущем эта деятельность принесёт плюсы – те же дипломные работы в вузе, например, участие в научно-практических конференциях. Можно даже что-то изобрести, - объясняет Тимофей НАВАЛОВ (10 ИТ). – Уже в школе мы понимаем, чего хотим достичь, чем дальше заниматься.
- В лицее созданы условия для того, чтобы мы могли выбирать вид деятельности, я как раз говорю о профильных классах, - продолжает Илья ПИТЕНИН (10 Роснефть класс). – Если вдруг случилось так, что проучившись в одном профильном классе ты понял, что тебе не нравится, и физика, например, это не твоё, то можно позже перейти в другой класс. Возраст как раз такой, когда можно пробовать – что нравится больше. Это оптимальное решение, потому что до 10 класса ты успеваешь понять, куда тебе нужно, к чему сердце лежит.
Как всё это может быть неинтересно? Вопрос риторический. Например, ребята в 8 классе сами, под руководством наставника, конечно, собрали трубу Рубенса – это такой своеобразный полыхающий эквалайзер. О таком я, например, на уроках физики в своё время и мечтать не могла. Лицеисты ездили в «Орлёнок» и внезапно показали себя практически профессионалами в области сантехники и отопления. Неожиданно, но предсказуемо, потому что их молодой и гибкий ум под грамотным руководством уже умеет решать практически любые инженерные и не только задачи. И я уверена, что в этом классе на нашей встрече сидел, наверное, и не один, будущий большой учёный.
ФОТО — Труба Рубенса — физический эксперимент по демонстрации стоячей волны, основанный на связи между звуковыми волнами и давлением воздуха (или газа)
Всю информацию о деятельности учреждения, а также контакты вы можете найти на сайте Лицея № 1 school-1.edusite.ru.
Досье
Тимофей Николаевич ПРОТАСОВ – учитель высшей квалификационной категории, учился в КГПУ им. В. П. АСТАФЬЕВА. Педагогический стаж – 13 лет. Ранее работал в тарутинской школе. В лицее № 1 работает четыре года. Под его руководством учащимися было подготовлено множество научно-исследовательских работ. Не только теоретик, но и сильный практик. Прошёл обучение в образовательном центре «Сириус» по работе с одарёнными детьми.
Автор: Александра ТИШАКОВА, Ачинская газета № 7 от 10.02.2021
Нашли ошибку в тексте? Выделилите ее и нажмите Ctrl + Enter чтобы сообщить нам о ней.
Комментарии ()