Наши проекты: Да будет всё!

Просмотры: 1522  |    12 Февраля 2021 - 16:40  |       |  Все статьи

2021 – Год науки и технологий в России

8 февраля официально стартовал Год науки и технологий.  Дата выбрана не случайно, именно в этот день отмечают День российской науки. Тематические годы в нашей стране появились для того, чтобы привлечь внимание общественности к той или иной сфере жизни. В 2021-м в фокусе внимания – наука и всё, что с ней связано.

АГ объявляет старт большого проекта «Да будет всё!», посвящённого году науки и технологий. Мы расскажем вам о том, что небольшой город успешно может быть «колыбелью выдающихся умов», о том, что возможность утолять жажду знаний и развивать свои способности есть у каждого ачинского ребёнка. Мы расскажем о талантливых и увлечённых людях, о педагогах, отдающих будущим ЭЙНШТЕЙНАМ или ПЕРЕЛЬМАНАМ не только свой опыт, но и душу, и о детях, жадных до знаний и впечатлений.

ГОЛОВОЛОМКА С ПРИЦЕЛОМ НА БУДУЩЕЕ

Мы не раз слышали выражение: «Будущее – это сейчас». Наверное, мало кто понимает его лучше, чем педагоги и учащиеся лицея № 1. Здесь зарождается искренняя заинтересованность наукой, воплощаются в жизнь почти фантастические идеи, разрабатываются жизнеспособные проекты. И, конечно, не в последнюю очередь всё это - заслуга педагогов.

Тимофей ПРОТАСОВ – не просто учитель физики, такого вы вряд ли встретите в любой другой школе. Это наставник, любящий свой предмет и детей, способный развиваться сам и дающий эту возможность своим ученикам. Деятельность педагога не ограничена исключительно школьной программой, ребята заняты в профориентационных проектах, таких, как «World Skills» , «Билет в будущее» и многих других, научно-практических конференциях, сменах всероссийских образовательных центров «Орлёнок», «Сириус» и так далее.

Как говорят о ПРОТАСОВЕ коллеги, он тот самый педагог, которой даже в самом ленивом взрослом может вызвать желание изучать физику. При нём радиоэлектроникой начали заниматься девочки. Он тот самый педагог, который умеет делать важное – связать теорию с практикой. А практики в лицее очень много.
Мы встретились с Тимофеем Николаевичем и его учениками в уютном светлом классе и проговорили почти два часа. Эта встреча вызвала во мне стойкое сожаление, что мне не 14, и я уже не могу присоединиться к этой увлечённой компании.

НЕ ПРОСТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

- Я занимаюсь экспериментальной физикой ещё со школьной скамьи. Достойная материально-техническая база лицея позволяет проводить эксперименты, учащиеся пользуются такими приборами, которые есть не в каждом университете. Например, когда мы приезжаем в Томский политехнический на конференции, наши работы имеют не просто ценность, они имеют вес. Даже  у них некоторые лаборатории не позволяют производить такие исследовательские изыскания, допустим, по направлениям «электрический взрыв проводников», «низкотемпературные плазменные образования». А здесь мы этим занимаемся, в наших обычных лабораторных условиях можем получить, например, нано-порошки, - рассказывает ПРОТАСОВ.

Звучит это всё, как сюжет научно-фантастического фильма. Мы привыкли думать, что передовые технологии – это для крупных городов, и уж точно не для обычных школ. Но лицей № 1 язык не повернётся назвать обычным. 

Ученики ПРОТАСОВА, которые попали в один из самых престижных научных образовательных центров – «Сириус», это Андрей ВАРЫГИН и Дарина ТКАЧЁВА. Андрей в 2017 году после «Сириуса» был приглашён на космодром Байконур на запуск ракетоносителя. Дарина в 2019-м участвовала в смене, посвящённой космическим технологиям. Ребята проектировали настоящий спутник. Отметим, даже от региона попадают в «Сириус» единицы, а из нашего города там уже побывали два лицеиста.
В краевых командах, участвующих в крупных российских образовательных проектах практически всегда присутствуют учащиеся лицея № 1.

Помимо экспериментальной физики Тимофей Николаевич курирует вопросы токарной работы, которая, впрочем, тоже не совсем обычная.

- Мы с ребятами из профильных классов посещаем лабораторию 3D-прототипирования в ачинском филиале аграрного университета каждый год. И эта практика в дальнейшем нам пригождается: мы можем какие-то детали, расходники изготавливать, а не покупать, - отмечает ещё один «бонус» такой продвинутой образовательной деятельности Тимофей ПРОТАСОВ.

Все эти интересные вещи доступны не только тем ребятам, которые посещают профильные классы: инженерно-технологический и Роснефть-класс. 

- Ходят дети и из общеобразовательных классов. Из естественно-научного седьмого класса в этом году в первый раз ходят ребята, с радостью посещают, паяют. Изучают, конечно, на своём уровне, с ними работаем немного по-другому. А ребята из старших классов изучают радиоэлектронику на более высоком уровне. Нужно, чтобы они не просто научились паять, а научились читать схему, разбираться в оборудовании, контрольно-измерительных приборах. У детей есть возможность приходить и работать.

- Тимофей Николаевич, а вы видите среди этих детей тех, в ком особенно силён потенциал?

- Естественно, есть звёздочки, да и все они звёздочки. Но дело даже не в этом, все дети одинаковы. Весь вопрос в том, что ребёнок пришёл и здесь остался.

- От чего это зависит, как думаете?

- Наверное, от того, чем он пришёл заниматься, и насколько ему это нравится.

- А от преподавателя?

- Это детям виднее, мне сложно судить. Но если вспоминать мои школьные годы, то – да. Моя физика начиналась с учительницы. Но никто ведь детей не заставляет. Был случай: пришёл ребёнок и со слезами попросил, чтобы его записали на радиоэлектронику. Не понял сначала, подумал, может, места ему кто-то не даёт (мы набрали группу, но детей по факту ходит больше). А потом выяснилось, что родители заставляют его ходить на фортепиано. И если бы он ходил сюда, то на фортепиано – не пришлось бы. И вот, он к нам ходит. Не знаю, правда, занимается ли сейчас музыкой или нет… но радиоэлектроникой занимается. 

- Дети спрашивают, зачем всё это надо?

- Я стараюсь избегать фраз вроде «Это пригодится вам в дальнейшей жизни», по хорошему это должно стать вектором для поступления в высшее учебное заведение. Собрать по схеме, научиться паять – это немного ума надо. Нужно понимать, как это функционирует. Мы даём и инженерные навыки. Работаем с электроинструментом, я рассказываю о материаловедении им так далее. Стараюсь популяризировать науку, рассказать о том, что в школе обычно не рассказывают, да и в техникумах тоже. Всегда снабжаю детей головоломками, привожу их из каждой командировки. Они потом по классам у нас гуляют. Я приглядываюсь, как ребёнок решает задачу, и ход его мыслей мне уже понятен. Кроме того, при знакомстве всегда спрошу – а что вы читаете. Читать важно, недаром мы были самой читающей страной. Без чтения не получится ничего.

УЧЕНИКИ И СОРАТНИКИ

Ребята, собравшиеся в классе, при всех своих живости и любопытстве ведут себя очень сдержанно, пока наставник рассказывает о работе, но когда внимание переключается на них – отвечают на вопросы спокойно, уверенно и обстоятельно. И в этом тоже успех педагога – когда удаётся сохранять здоровую дисциплину без  тирании, а только силой своего авторитета.

Спрашиваю – зачем им такие «сложности», как продвинутая физика? Отвечают без промедления: «Это интересно!».

- Дело интереса, затянуло – раз и на всю жизнь. Мы встречаемся с электроприборами каждый день, и мне стало интересно, как это всё устроено, - говорит Юля ШВЕДЧИКОВА (8 ИТ-класс). – Я попала в инженерно-технологический класс. Должен был пройти турнир по пайке, там Тимофей Николаевич заикается о радиоэлектронике. И всё завертелось. А в этом году  случился чемпионат Юниор Профи. Я соглашаюсь на участие и ставлю для себя цель – победить. И мы победили. Теперь готовимся на Россию.

- Не так давно я присоединилась к коллективу, который занимается радиоэлектроникой, пришла в этом учебном году. Тоже стало интересно, - признаётся Юля ФИЛАТОВА (9 ИТ). – Мне рассказывали об этом подробно друзья и одноклассники. Вот и стало любопытно, как все эти детали работают, друг с другом взаимодействуют, и что с ними вообще делать. При этом, я не считаю, что всё это – не женское дело. Даже думаю, что такую работу женщина нередко может сделать лучше, чем мужчина

- Физика, если понимать, не будет сложной, она интересная, если вникать в темы. И если продолжать углубляться, то в будущем эта деятельность принесёт плюсы – те же дипломные работы в вузе, например, участие в научно-практических конференциях. Можно даже что-то изобрести, - объясняет Тимофей НАВАЛОВ (10 ИТ). – Уже в школе мы понимаем, чего хотим достичь, чем дальше заниматься.

- В лицее созданы условия для того, чтобы мы могли выбирать вид деятельности, я как раз говорю о профильных классах, - продолжает Илья ПИТЕНИН (10 Роснефть класс). – Если вдруг случилось так, что проучившись в одном профильном классе ты понял, что тебе не нравится, и физика, например, это не твоё, то можно позже перейти в другой класс. Возраст как раз такой, когда можно пробовать – что нравится больше. Это оптимальное решение, потому что до 10 класса ты успеваешь понять, куда тебе нужно, к чему сердце лежит.

Как всё это может быть неинтересно? Вопрос риторический. Например, ребята в 8 классе сами, под руководством наставника, конечно, собрали трубу Рубенса – это такой своеобразный полыхающий эквалайзер. О таком я, например, на уроках физики в своё время и мечтать не могла. Лицеисты ездили в «Орлёнок» и внезапно показали себя практически профессионалами в области сантехники и отопления. Неожиданно, но предсказуемо, потому что их молодой и гибкий ум под грамотным руководством уже умеет решать практически любые инженерные и не только задачи. И я уверена, что в этом классе на нашей встрече сидел, наверное, и не один,  будущий большой учёный.

ФОТО — Труба Рубенса — физический эксперимент по демонстрации стоячей волны, основанный на связи между звуковыми волнами и давлением воздуха (или газа)

Всю информацию о деятельности учреждения, а также контакты вы можете найти на сайте Лицея № 1 school-1.edusite.ru.                        

Досье

Тимофей Николаевич ПРОТАСОВ – учитель высшей квалификационной категории, учился в КГПУ им. В. П. АСТАФЬЕВА. Педагогический стаж – 13 лет. Ранее работал в тарутинской школе. В лицее № 1 работает четыре года. Под его руководством учащимися было подготовлено множество научно-исследовательских работ. Не только теоретик, но и сильный практик. Прошёл обучение в образовательном центре «Сириус»  по работе с одарёнными детьми. 
 

Автор: Александра ТИШАКОВА, Ачинская газета № 7 от 10.02.2021

0dff3f62-9836-4a7d-ae6f-9f47c9ce36de iJPcgXJTUf4 JuniorSkills_2019 PROFEST регион 2020 tiVOX3gVC84 Тимофей ПРОТАСОВ с воспитанниками на Юниор ПРОФИ в Москве Турнир по пайке Экскурсия в лабораторию прототипирования 2019 Труба рубенса

Нашли ошибку в тексте? Выделилите ее и нажмите Ctrl + Enter чтобы сообщить нам о ней.

Комментарии ()

    ТЕГИ
    335 Ачинск 2 Бизнес 5 Важно знать 34 Власть 15 Выборы 1 Год волонтёрства 1 Дела судебные 2 ЖКХ 14 Культура 6 Люди 78
    ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ
    Елена - 28 июня 2022, 15:03 добавил комментарий в «Отключение электроэнергии в Ачинске на последние дни июня»
    Ул. Гоголевская нет света вторые сутки телефоны диспетчера не берут
    Премия - 24 июня 2022, 12:26 добавил комментарий в «Работников детской больничной сети чествовали в Ачинске»
    Большинство получит премии, а остальные, что, не в больницу на работу ходят!? Несправедливо вы так решили…
    Неравнодушная - 10 июня 2022, 09:21 добавил комментарий в «Игорь Титенков: «Ачинск и ачинцы достойны лучшей жизни!»»
    А можно со всеми кандидатами такое развернутое интервью?
    любопытная - 08 июня 2022, 11:05 добавил комментарий в «Вопрос-ответ: о налогах и электронной подписи»
    физическим лицам тоже надо получать такую подпись?
    ого - 06 июня 2022, 21:52 добавил комментарий в «Недочеты в парке Победы отремонтируют по гарантии»
    а волнистая плитка в центре?
    Привет - 05 июня 2022, 22:47 добавил комментарий в «Благоустройство первой дворовой территории в 2022 году уже приняли в Ачинске»
    Когда сделают асфальт в ювр 23 за 33 года 1 рас поменяли

    свои - 03 июня 2022, 23:11 добавил комментарий в «Пограничники Ачинска облагораживают вверенную им территорию»
    Молодцы!
    Макеева Ольга - 03 июня 2022, 17:55 добавил комментарий в «Администрация Ачинска просит сообщать о случаях вандализма»
    Жаль что люди не берегут то, что для них делается… чтобы сохранить общественные пространства в должном виде необходимо установить камеры видеонаблюдения.…
    Что сказать.... - 27 мая 2022, 23:28 добавил комментарий в «Подробности ДТП с ребенком на улице Стасовой»
    Таких сразу сажать…
    11 - 26 мая 2022, 15:55 добавил комментарий в «Во время перехода дороги не по «зебре» поймали шесть ачинцев»
    всего 6? у солнышка встаньте без машины у рынка 9. там 6 за 5 минут будет

    Все комментарии