Просмотры: 1546 | 05 Февраля 2018 - 13:10 | #Важно знать #Люди #Молодежь | Все статьи
«Новое поколение – за здоровое движение» - такая тема общегородского родительского собрания была заявлена в минувшей неделе в молодежном центре «Сибирь». В свете недавних трагических событий в Бурятии проблема асоциального поведения и прежде всего психологического здоровья поколения next зазвучала особенно остро. Можно ли подавить агрессию у подростков, насколько сложно уберечь их от негативного влияния среды и как вести себя с юными бунтарями их родителям – эти вопросы значились на повестке дня.
Единство забияк
Открыла собрание и.о. руководителя управления образования Галина Нефедова. Подчеркнув актуальность встречи, она представила выступающих.
Заместитель начальника ОУУП и ПДН МО МВД России «Ачинский» Наталья Белова констатировала, что несовершеннолетние, при наличии ряда факторов, легко поддаются влиянию интернет-группировок и социальных групп: пример тому набравшее в последнее время популярность движение «АУЕ» (аббревиатура расшифровывается как «арестантский уклад един»). Молодежь, исповедующая романтику протеста и сопротивления правоохранительным органам. Наибольшее распространение она получила в западных регионах страны, но и в Сибири наблюдается расширение зоны ее влияния. Как подчеркнула докладчик, «социальное благополучие не является гарантией защиты ребенка от дурного влияния». Человек как социальное существо ищет принадлежности к какому-то сообществу и там чувствует себя востребованным. Самая эффективная мера профилактики – организованные формы досуга. Ну а вовремя обратить внимание и вообще мониторить, чем и как живет ребенок, - дело родителей.
Что должно насторожить:
*ребенок закрывает доступ к своим соцсетям, изменяет анкетные данные
*создает фейковые страницы (не основная и подписана псевдонимом)
*резко меняет круг общения, внешность, появляются визуальные признаки принадлежности к группировке (надписи «АУЕ», многоугольные звезды, кресты разных форматов на тетрадях, учебных принадлежностях)
*повышается агрессивность и конфликтность, наблюдается скрытность. Часто меняется настроение, падает успеваемость.
* просит у родителей денег, не объясняя, на какие нужды. Игнорирует просьбы.
В заключение Наталья Белова призвала родителей быть чуткими: «Чужих детей не бывает. Ребенок, который находится рядом с вашим, всегда оказывает влияние: хороший пример может выровнять вчерашнего забияку».
Глазами психолога
Очень информативный доклад прозвучал от приглашенного спецгостя из Санкт-Петербурга: о формировании позитивного пространства для несовершеннолетних в семье и основах информационной безопасности рассказал начальник службы медиации Городского центра социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ», доцент факультета психологии СПбГУ, кандидат психологических наук Михаил Бриль.
- Я всегда говорю родителям две фразы, всем нравится только одна, - предупредил психолог. – Вот первая: «За любой проступок подростка ответственен родитель». Вторая: «Невозможно быть идеальным, безгрешным родителем. Такого просто не бывает». Уход в себя и закрытость подростка – его методы выстраивания своей зоны общения, когда нет доверия взрослому.
Помочь может совместная деятельность и досуг.
Если вы узнали, что ваш ребенок состоит в группе, это еще не повод бить тревогу и считать свое чадо без пяти минут преступником. Подросток находится в формате эксперимента, и нужно просто обсуждать с ним, что происходит, но не обвинять.
Основные определяющие сферы в жизни человека:
* здравоохранение: с первого дня жизни ребенка курируют медицинские работники.
*семья: это самое ценное в жизни. Ребенок должен чувствовать «ячейку общества» как свой надежный тыл, что бы ни случилось. Михаил Бриль поделился личным опытом:
- Мама всегда говорила мне: «Миша, что бы ты ни совершил, я все равно буду любить и принимать тебя». Это важные слова: ценна уверенность, что и в случае ошибки я всегда могу вернуться в семью и найти конструктивный выход. Главное ощущение – что ребенок любим.
*образование: школа - первый мощный коллектив ребенка, в котором он учится жить, общаться и завоевывать свое место. Еще весомее организованный досуг: все специалисты общегородского собрания резюмировали его основную функцию для нормальной жизни юной личности. В кружках, секциях, объединениях разновозрастный детский коллектив дает отдельному участнику опыт обмена опытом и помогает справляться с личностными и личными кризисами.
*интернет – вызов поколению взрослых. «Хотим мы этого или нет, но с 90-х годов это основное поле для социализации», - акцентировал кандидат психологических наук. Более того, это практически неконтролируемое пространство. Слово Михаилу Брилю:
- У меня нет ответа, будет ли лучше для ребенка, если вы лишите его Сети. С одной стороны, позитив налицо. С другой, сверстники будут обсуждать новые увиденные клипы и тренды, а он - чувствовать себя обделенным.
Пять шагов к негативу
Сегодня налицо три актуальных вызова обществу: развитие криминальных субкультур в интернете, развитие рисков суицидального поведения и его широкое пропагандирование, а также несанкционированная протестная активность. Специалисты подчеркивают, что СМИ не должны привлекать внимание к подобным случаям, а наоборот – рассказывать о позитивных примерах из жизни подростков.
По статистике, любая группа в интернете, предположим, из ста человек может спровоцировать хотя бы у 10 человек попытку осуществить провокацию из интернета.
Психологи выделяют пять стадий вовлечения ребенка в группировку:
Пять факторов неуязвимости
И, напротив, есть пять факторов, которые делают ребенка практически неуязвимым для совершения плохих поступков:
* устойчивая самоидентификация: подростку надо ощущать себя частью чего-то значимого, чувствовать себя причастным к чему-то важному. Не просто быть болельщиком футбольной команды, а рисовать ее символику, носить ее цвета. Это может быть и танцевальный кружок, и кружок выпиливания – словом, любая группа, с которой приятно идентифицировать себя.
* внутренний локус контроля: убеждение, что он сам влияет на свою жизнь и может контролировать и хорошее, и плохое. Совет от Михаила Бриля: «Иногда безопасно и полезно списывать неудачи на обстоятельства, чтобы не «закапываться» в себе». Быть успешным – это хорошо, человек должен понимать, что от него многое зависит. Поэтому предостережение для родителей: если чрезмерно опекать ребенка и решать все за него, вы никогда не воспитаете сильного человека. У него должна формироваться убежденность, что именно он отвечает за то, что делает. Мастерство родителя: с одной стороны защищать, с другой стороны – поощрять самостоятельное решение проблем ребенком. В будущей взрослой жизни он должен уметь брать ответственность на себя.
Мнение эксперта: больший потенциал заложен в тех молодых людях и девушках, которые могут ошибаться, экспериментировать, но в целом верят, что они молодцы и, в конечном счете, со всем справятся. Полезно иметь завышенную самооценку. «Примерные» ребята, которые все делают правильно и никогда не гуляют позже 20.00, ограничивают свой потенциал. Кода наступит момент взрослой поры, когда надо, к примеру, рискнуть решиться принять более высокую должность и возникают сомнения «справлюсь ли я», они могут спасовать.
*информированность. О любом явлении подросток должен уметь составить свое мнение. Если о чем-то серьезном ему не расскажете вы или близкий человек, он узнает это из другого источника. Как взрослые вбивают теги в поисковике, так ребята ищут ответы на свои неудобные вопросы.
*умение сказать «нет». Любой человек обязан уметь прочертить границу дозволенного. Здесь важен личный пример: если родители выпивают, бесполезно внушать ребенку, что пить вредно и не стоит. С подростком нельзя лукавить, а врать ему бесполезно.
В семье должно быть полное доверие и принятие, когда не страшно рассказать обо всем. До десяти лет дети, хоть и капризничают, но ориентируются на родителей. В подростковом возрасте взаимоотношения с родителем своего пола становятся ближе: мальчики, как правило, уже не приветствуют «телячьи нежности» с мамой, а вот совместное дело с папой гораздо продуктивнее.
*совместное времяпрепровождение. Находите время на общение с ребенком, тогда можно решить все. Это может быть прогулка, поход в кино или кафе, лыжи, рыбалка и т.д. Хороши «вылазки» на природу: плюс ко всему разгрузка от интернета и компьютера.
Главное «надо» от психолога
Поменьше ругать – побольше хвалить. Ощущение неуспешности (а ребенок и так чувствует, когда он неправ) подтягивает подростка к пониманию, что он вообще ни с чем справиться не в состоянии.
Резюме: да, дети иногда дают жару. Но задача нас, взрослых, вырастить успешную, самостоятельную личность, которая потом возьмет заботу о вас и об обществе, стране в целом на себя. И в этом «главном деле всей жизни» родители и педагоги – союзники.
Фото: Анастасия Крушанова
Автор: Екатерина ВАСИЛЕНКО, Ачинская газета № 6 от 07.02.2018
Нашли ошибку в тексте? Выделилите ее и нажмите Ctrl + Enter чтобы сообщить нам о ней.
Комментарии ()