Просмотры: 1635 | 20 Февраля 2020 - 12:38 | | Все статьи
Что мы знаем о них? Пора вспомнить.
В парке Победы установлен портрет Героя Советского Союза Георгия Гордеевича ГОЛУБЕВА. Его имя носила одна из пионерских дружин Ачинска, а в 2011 году в честь него была переименована улица Советская. В октябре 2018 года Ачинскому кадетскому корпусу было присвоено имя Георгия Голубева.
Но все ли знают, что это был за человек?
Детская мечта
В фондах Ачинского краеведческого музея имени Д. С. Каргаполова сохранился небольшой листок бумаги, на котором рукой матери Георгия ГОЛУБЕВА написана его биография. Из этой записки мы узнаём, что Гоша родился 7 апреля 1920 года в деревне Жгутово Назаровского района, в детстве он был оживлённым мальчиком и любил смотреть картинки.
«Когда он впервые увидел на картинке самолёт, ему было пять лет, − пишет мама героя. − Начал вырезать самолётики из бумаги. Часто бывало, сидим за обедом, он всё пускает этот самолётик и попадает в тарелку супа или кому-то в глаз».
В 1927 году семья ГОЛУБЕВЫХ переехала в Ачинск, Гоша пошёл учиться в школу № 6.
«Один раз прилетает самолёт и делает посадку на окраине Ачинска, где сейчас военный городок, − вспоминает женщина. – Он даже домой не зашёл, побежал туда с ребятами и пробыл там до вечера. Я с работы пришла, мне соседи говорят: «Какой же ваш сын любопытный! Подошёл к лётчику и говорит: «Дяденька, разрешите посмотреть самолёт, что там есть». Тот ему разрешил и даже всё рассказал и показал».
В то время в Ачинске были организованы кружки авиамоделирования. Маленький Гоша узнал об этом, он сразу туда записался.
«В свободное время он делал из дерева самолётики, − рассказывает мама. – Прихожу с работы, он мне говорит: «Вот, мамочка, я сделал самолётик. Какой он хорошенький, правда?» Даже и сейчас у нас сохранился один такой самолётик, висит на стенке».
В 1932-1934 годах Георгий ездил на слёты в Новосибирск. В 15 лет стал инструктором в кружке моделистов − занимался с ребятами в здании, где потом расположился горком. Днём учился в школе, а вечера проводил в аэроклубе.
«В Ачинске был аэродром, он ходил туда в выходные дни, и мы ходили семьёй смотреть его прыжки с вышки», − читаем в сохранившемся письме.
В 1938 году Георгий ГОЛУБЕВ окончил аэроклуб, его отправили учиться в Ульяновскую школу пилотов, а потом, в 1940 году, – работать лётчиком-инструктором в Цнорис-Цхали. Оттуда Георгий и был призван в армию, когда началась война.
На войне
Боевую деятельность на фронтах Великой Отечественной войны Георгий ГОЛУБЕВ начал сержантом в составе 40-го истребительного авиационного полка (Закавказский фронт), летал на самолете «И-16».
С июня 1943 года сражался в составе 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка (лётчик, с июня 1944 года − командир звена, с января 1945 года − заместитель командира эскадрильи), летал на «Аэрокобре».
С конца 1942 года до дня Победы ГОЛУБЕВ летал в паре с Александром ПОКРЫШКИНЫМ, трижды героем Советского Союза.
К февралю 1945 года гвардии старший лейтенант ГОЛУБЕВ совершил 308 боевых вылетов, в 70 воздушных боях сбил 15 фашистских самолётов, а об его исключительных способностях прикрывающего писали в газетах. Вот что читаем в уже выцветшей от времени газетной вырезке:
«Что, если во время атаки с тыла или фланга появится опасность? Из-за облаков, со стороны. Вся воля нужна атакующему. Нет времени думать о себе, нет времени защищаться. В руке ведущего шпага, зато у ведомого – щит. Георгий ГОЛУБЕВ ждёт немного в стороне. Немецкий асс готовится ударить в хвост ПОКРЫШКИНУ. Его встречает щит. ГОЛУБЕВ принимает удар. ГОЛУБЕВ отражает опасность. За неспокойным боевым воздушным океаном следит ведомый. 35 самолётов сбил ПОКРЫШКИН, когда его прикрывал, защищал Георгий ГОЛУБЕВ. И ни одна пулемётная очередь не коснулась покрышкинского самолёта. В 35 победных боях над Чёрным морем, над Украиной, над Польшей хранила героя дружба товарища, смелость товарища, мастерство его… Вся жизнь ведущего доверена ведомому. ПОКРЫШКИН не оглянется, потому что он знает: верные глаза, верное сердце, верная рука бережёт его».
К слову, 23 августа 1943 года ГОЛУБЕВ прикрыл своего ведущего, подставив свой самолёт под выстрелы атакующего «Ме-109». Лётчику удалось дотянуть подбитый истребитель до линии фронта и покинуть его с парашютом.
Примечательно и то, что именно наш земляк одержал последнюю воздушную победу Второй мировой войны в Европе, сбив в районе Праги немецкий «Дорнье-217». Это произошло 9 мая 1945 года, когда уже никто и не ждал никакой опасности: Германия капитулировала, все радовались Победе.
«Я заметил на остеклении кабины какую-то точку. «Видать, муха залетела на стоянке», − подумал. − Нет, вроде не муха, на птицу похоже». Пригляделся, как следует. Самолёт! Двухмоторная, двухкилевая машина, на крыльях чёрные кресты, на киле свастика», − цитирует ГОЛУБЕВА советская газета.
Лётчик не растерялся: сделал «горку», развернулся и пошёл в атаку. В итоге самолёт противника был подбит и начал падать, не успев бросить бомбы на ликующее население. Позже в книге «Красные соколы» видный английский специалист в области военной авиации Роберт ДЖЕКСОН напишет: «Это был последний самолёт, сбитый в воздушном бою во Второй мировой войне на европейском континенте». Значится там и фамилия ГОЛУБЕВА. Представляете? Не американский или английский лётчик сделал это, а советский, да ещё и наш земляк – из Ачинска!
Послесловие
После войны Георгий Гордеевич окончил Военно-воздушную академию и занимал различные командные должности в Киевском командном округе. В 1977 года он полковником ушёл в запас.
Несмотря на то, что ГОЛУБЕВ жил в Киеве, он никогда не забывал, где прошли его предвоенные годы. В каждый свой приезд в Ачинск он посещал авиационно-техническое училище (АВАТУ), выступал перед курсантами и офицерами. Кроме того, обязательно заходил в краеведческий музей и выставочный зал − пообщаться со старыми друзьями, хранителями его мемуарных и личных документов…
Умер Георгий Гордеевич 12 апреля 2005 года.
Автор: Олеся ПАРШИНА, Ачинская газета № 8 от 19.02.2020
Нашли ошибку в тексте? Выделилите ее и нажмите Ctrl + Enter чтобы сообщить нам о ней.
Комментарии ()