Просмотры: 1667 | 05 Октября 2019 - 10:33 | | Все статьи
Такая история
Оказывается, Дом учителя в Ачинске появился намного раньше, чем управление образования и педучилище. Произошло это по приказу Владимира Ленина в далёком 1921 году, когда в стране было много безграмотных. Дома учителя были созданы во всех больших городах и занимались исключительно просветительской работой.
В ачинский Дом учителя, который располагался тогда в здании сегодняшнего Центра занятости, съезжались педагоги со всего уезда. Здесь они проходили обучение, здесь же и жили: в одном кабинете проводились занятия, в другом – была гостиница.
После открытия специализированных учебных заведений для педагогов необходимость в их дополнительной подготовке отпала, и Дом учителя взял на себя культурную функцию. В то время не было профессиональных творческих коллективов, зато активно развивалась самодеятельность. В каждой школе были хоры, театральные студии, причём не только детские, но и взрослые. Организацией досуговых мероприятий как раз и занимался Дом учителя.
Однако со временем и этот «пробел» был закрыт – появились отдельные учреждения культуры. Казалось бы, в Домах учителя отпала необходимость. И на самом деле они были закрыты в Минусинске, Канске, Шарыпове. Но ачинскому Дому учителя удалось устоять. Сегодня в крае только два таких учреждения – в Красноярске и у нас.
– Сейчас мы занимаемся и просветительской и культурно-досуговой деятельностью, но в первую очередь работаем, конечно, для педагогов, – рассказывает руководитель отдела социокультурной работы при управлении образования Ирина ЮЩИШИНА. – Хотя процентов тридцать наших ветеранов – люди, не имеющие никакого отношения к школе: бывшие работники АГК, НПЗ, железной дороги. Это творческие люди, им хочется сюда приходить: здесь проводятся литературные гостиные, кинолектории, ставятся театральные постановки, поются песни под гитару. Им у нас интересно, ну, а мы никого не гоним – всем рады.
Для души и не только
Любая профессия накладывает свой отпечаток. Учителя на протяжении всей своей жизни находятся в центре внимания – именно к ним постоянно прикованы детские взгляды, они всегда готовы отвечать на вопросы и приходить на помощь, если это требуется.
После выхода на пенсию потребность в общении и привычка быть полезными, конечно, никуда не деваются, но где найти себе применение, если школа уже осталась в прошлом? Тут и до депрессии недалеко…
– Многие говорят, что здесь их второй дом, – делится Ирина Петровна. – Мужья умерли, дети разъехались – времени свободного много. Куда его девать? Вот приходят сюда, общаются, устраивают чаепития, отмечают праздники, дни рождения. Для кого-то из ветеранов это единственная возможность «выходить в свет». Кстати, они у нас, и правда, всегда при параде: губки подкрашены, шляпки, туфельки. На входе обязательно переобуваются, хотя никто не заставляет – так привыкли. Это, как ни крути, особый пласт интеллигенции.
Кстати, на встречах клуба «Ветеран» бывают и молодые педагоги. Таким образом у пенсионеров появляется возможность поделиться чем-то своим, а у начинающих работников образования – послушать, задуматься, перенять опыт. Такой преемственностью может похвастаться далеко не каждый город. Не будь в Ачинске Дома учителя, где бы и как пересекались педагоги разных поколений?..
Это важно
Если вдруг кто-то из ветеранов заболевает, друзья по Дому учителя обязательно навещают его в больнице или дома. Здесь никогда не бросят, не оставят человека наедине со своей бедой.
– Нашей долгожительнице Валентине Фёдоровне ПОЛКАНОВОЙ в этом году исполнилось 97 лет, она до последнего к нам ходила: и романсы пела, и стихи читала. Но у неё защемило нерв, сейчас она не ходит. Мы к ней приезжаем, звоним ей. Ещё у нас есть ветеран Великой Отечественной войны Маргарита Ивановна ПУТРЕНКО – с ней тоже держим связь, – рассказывает Ирина ЮЩИШИНА. – Бывает и так, что внезапно приходит беда. Не так давно у одного из наших педагогов появилась болезнь Альцгеймера, и это заболевание стало быстро прогрессировать – женщина начала теряться в городе. Родных в Ачинске у неё нет. Мы ей звонили, находили её, привозили домой. Сейчас нам удалось связаться с её сыном, который живёт в Иркутске. Он приехал, теперь решает, что делать дальше. В общем, наши ветераны стараются всегда поддерживать друг друга, помогать, чем могут.
Жажда жизни
Между тем среди педагогов-пенсионеров есть такие активисты, которые заставляют даже нас, молодых, по-новому взглянуть на некоторые вещи. Например, в клуб «Ветеран» ходит 79-летняя женщина, которая сама водит иномарку. Она выучилась, получила права и впервые села за руль в 68 лет! Чем не пример для вдохновения? А ещё удивляют истории любви, случающиеся в 70-80 лет. Оказывается, в Доме учителя есть пары, которые воссоединились в этом почтенном возрасте.
– Ума не приложу, где они друг друга находят: в Интернете же явно не сидят. Но где-то знакомятся, приводят свои «вторые половинки» в клуб, – говорит Ирина Петровна. – Про одних могу сказать: встретились в глазной больнице, где проходили лечение. Тогда им по 80 лет было, сейчас уже 90. Десять лет как вместе. Остальные – даже не знаю… Это молодёжь гадает, как устроить свою личную жизнь, а наши педагоги и в 70, и в 80 находят себе пары. Ещё и выбирают среди ухажёров!
Открыты для всех
Стоит отметить, что в Доме учителя собираются не только пенсионеры. Здесь встречаются участники клуба «Педагог города», репетирует академический хор, ансамбль народной песни, проводятся разные фестивали, концерты, конференции для действующих работников образования.
– Большой популярностью среди учителей пользуются так называемые квизы – брей-ринги на логическое мышление, – рассказывает Ирина ЮЩИШИНА. – Тематика разная. Например, «80-летие управления образования» или «85 лет Красноярскому краю». Участники заранее готовятся к этим интеллектуальным играм, углубляются в историю, а это очень важные знания. Но главное – педагогам нравится такая форма общения: у нас столько заявок, что квизы проходится проводить два дня. Еще одна новая форма – квесты. Мы организуем их в парке «Троицкий». Там можно расслабиться, отдохнуть от уроков, побегать. Это не просто увлекательно, но и полезно, ведь после участия в таких играх педагоги могут провести то же самое у себя в школах с учениками.
При этом руководство Дома учителя не собирается останавливаться на достигнутом и с оптимизмом смотрит в будущее. По секрету нам рассказали, что в ближайшее время на базе учреждения должна начаться большая просветительская работа с населением. Ачинцев ждут лекции, родительские собрания и другие мероприятия, в которых будут задействованы не только педагоги, но и специалисты здравоохранения, соцзащиты, сотрудники полиции и другие специалисты.
– Через два года Дому учителя 100 лет. Отметим юбилей, а там, думаю, и до 150 доживём! – с улыбкой говорит Ирина Петровна.
Автор: ,
Нашли ошибку в тексте? Выделилите ее и нажмите Ctrl + Enter чтобы сообщить нам о ней.
Комментарии ()