Просмотры: 2164 | 26 Марта 2022 - 10:23 | | Все статьи
- Елена, какие виды экспертиз вы проводите, как прокладываете «дорожку» к раскрытию преступления?
- Мы осуществляем семь традиционных видов криминалистических исследований: дактилоскопия - идентификация человека по следам пальцев рук, трасология – это изучение следов и механизма их образования, почерковедение – установление исполнителей рукописных текстов, кратких записей и подписей, а также условий их выполнения, баллистика - изучение огнестрельного оружия, боеприпасов и следов их применения, экспертиза холодного и метательного оружия, технико-криминалистическая экспертиза документов, а также портретная экспертиза - это идентификация личности на основании внешности по фото- и видеоматериалам. А также специальные виды исследований, такие как: пожарно-техническая экспертиза, экспертиза по исследованию наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ, экспертиза по исследованию специальных маркирующих веществ.
- На месте преступления вы, прежде всего, ищите отпечатки пальцев?
- Нет, это не совсем так, на месте происшествия необходимо найти весь комплекс следов, оставленных преступником. Возьмём, например, квартирную кражу - работа начинается с входной двери, в первую очередь мы работаем на выявление следов рук, но на ней могут остаться и другие следы и объекты: такие, как следы орудий взлома, микрообъекты, например, частички одежды, в самой квартире можно обнаружить также следы подошв обуви. Что касается следов пальцев рук, то это большая удача их обнаружить, поскольку эта самая доказательная улика. Все поверхности на месте происшествия обрабатываются дактилоскопическими порошками, обнаруженные следы копируются на липкую ленту, которая упаковывается в конверт с пояснительными записями. Уже во время осмотра старший следственно-оперативной группы оформляет направление на исследование следов рук и на проверку по АДИС «Папилон».
- Есть различия в работе криминалиста на месте разных преступлений?
- Независимо от вида преступления мы обязаны собрать все вещественные доказательства, в идеале ведь должны быть раскрыты все виды нарушений закона. Конечно, с места, где произошло убийство, изымаются все следы и объекты, в том числе биологические, например, кровь, которую может оставить не только жертва, но и преступник.
- Насколько оправдана фраза, что следы преступления можно затоптать?
- Абсолютно оправдана, поэтому первыми на осмотр места происшествия должны приезжать кинолог с собакой и эксперт. И мы уже знаем, как не уничтожить следы, работая на месте. А когда сохранность места происшествия не обеспечена, то появляются лишние следы, что значительно увеличивает объём бесполезной работы, соответственно уходит время.
- Сколько времени максимально можно провести на месте преступления?
- Всё зависит от масштаба места событий. Бывает 5-7 часов, на одном из убийств я работала более 8 часов. Именно работала, а не просто находилась. Убийство произошло на берегу реки, и нужно было осмотреть большую площадь. Бывают такие преступления, на которые выезжают сразу несколько экспертов. А после сбора улик работа продолжается и, зачастую, экспертиза нужна ещё вчера. Хотя срок производства экспертизы пятнадцать суток, мы, конечно, стараемся ускорить процесс, поскольку делаем одно дело и ещё раз повторюсь, каждое преступление должно быть раскрыто.
- Но часть из них остаются «тёмными», то есть мы говорим об идеальных преступлениях?
- Бывают преступления, когда, в принципе не могут быть образованы следы. Например, некоторые виды мошенничества. Вот пришла цыганка к бабушке домой, постояла у двери в перчатках, ничего не трогала. Просто поговорила. Потерпевшая сама отдала ей деньги в руки и та ушла. Но это не значит, что в таком случае для эксперта нет работы, мы можем составить субъективный портрет злоумышленника – фоторобот.
- А база данных оружия есть, например, чтобы определить его криминальный или вполне мирный путь до совершённого преступления?
- Конечно, всё нарезное оружие, когда ставится на учёт в лицензионно-разрешительной службе, отстреливается. Пули и гильзы со следами оружия направляются в центральную пулегильзотеку в Новосибирск. Туда же мы направляем для проверки пули и гильзы, выстрелянные из исследуемого оружия. С нелегальным оружием, конечно, сложнее, здесь нужно искать само оружие.
- А как работаете с холодным оружием?
- Если произошло преступление с применением холодного оружия, то в рамках трасологической экспертизы мы можем определить его тип по повреждениям на одежде. Бывают резаные, колотые, колото-резаные повреждения – признаки в таких повреждениях разные. В рамках же экспертизы холодного и метательного оружия мы исследуем само оружие, определяем его тип, вид, а после проведения экспериментов, относимость его к категории холодного оружия.
- Были случаи, когда экспертиза доказала невиновность человека?
- Конечно, но это, скорее, связано с баллистической и почерковедческой или портретной экспертизами.
- Что есть в наличие у экспертно-криминалистического отдела полиции Ачинска?
- У нас большая химическая лаборатория для исследования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, которая оснащена хроматографами, без которых мы не могли бы исследовать синтетические наркотики, а также лаборатория для исследования наркотиков растительного происхождения. Есть своя слесарная для производства трасологических экспертиз. Например, когда исследуем замок, мы распиливаем его механизм с целью установления способа его отпирания. Также у нас есть тёплый бокс для проведения автотехнических экспертиз и баллистических экспериментов. Была ещё фотолаборатория, но теперь, когда всё в «цифре», необходимость в ней отпала. Хотя лично мне «мокрый» процесс нравился больше. При осмотре мест происшествий и при производстве экспертиз фотосъемку осуществляем современными цифровыми фотоаппаратами. Есть различные микроскопы, электронно-оптический преобразователь, ультрафиолетовые лампы, оптическая мышь, регистратор скорости полёта пули и другое. В целом, для работы есть всё необходимое.
- А скажите, у порошка криминалиста, какой-то секретный состав?
- Основные виды дактилоскопических порошков - это магнитные и не магнитные порошки разных цветов для работы на различных поверхностях: металлических, бумажных, деревянных, стеклянных, светлых и тёмных поверхностях. Как правило, на месте происшествия приходится использовать несколько видов порошков, исходя из характера следовоспринимающей поверхности. Например, кузов автомобиля металлический и магнитная кисть к нему притягивается, поэтому здесь целесообразно работать беличьими кистями и немагнитными порошками. Кстати, вопреки расхожему мнению, есть поверхности, на которых следы вообще не остаются.
- Что самое главное в эффективной работе эксперта?
- Учиться всегда, каждый день в процессе работы. Появляются новые виды оружия и документов, средства защиты, техника. Всё совершенствуется и зачастую справочные данные приходят гораздо позже, чем мы с чем-то сталкиваемся.
- А что самое сложное в вашей работе?
- Никогда не привыкну к преступлениям, где есть дети. Это невозможно.
Автор: Светлана ПАВЛИКОВСКАЯ, Ачинская газета №13 от 23.03.2022
Нашли ошибку в тексте? Выделилите ее и нажмите Ctrl + Enter чтобы сообщить нам о ней.
Комментарии ()