Просмотры: 1225 | 11 Октября 2018 - 16:05 | #Образование | Все статьи
На прошлой неделе в Ачинске состоялось уникальное событие – интерактивное собрание для родителей дошкольников, посвящённое развитию детей раннего возраста. В продолжение популярной темы мы решили обратиться к эксперту в этой области, чтобы расставить все точки i и разложить всё по полочкам в головах мам и пап. Гостем сегодняшнего номера «Ачинской газеты» стала доктор педагогических наук, ведущий сотрудник института коррекционной педагогики Российской академии образования Юлия РАЗЕНКОВА.
- Первые три года жизни ребёнка — это очень большой и сложный этап, и всё, что будет заложено в этот период, непременно повлияет на его судьбу. Родители должны понимать, что у них не просто маленький человек, а личность, к которой стоит относиться достаточно серьёзно. Помимо ухода, правильного кормления, лечения, прививок, гигиенических процедур, малышу необходимо доброжелательное отношение близких. В ответ на любовь мамы, папы, бабушки и дедушки, он учится проявлять свои чувства. На первом году жизни очень важна эмоциональная связь. И очень часто родители забывают об этом. Мамы ставят в приоритет разговор по телефону, а папы так много работают, что вместо игры со своим маленьким ребёнком предпочитают побыть в одиночестве и посмотреть телевизор. При этом малыша засыпают игрушками, на которые он не обращает внимания. А ведь всё, что до трёх лет появится у ребёнка в его психическом развитии, его коммуникативной активности будет связано с близким взрослым. Детская психика начинает развиваться с коллективной, совместной деятельности.
Что вы имеете в виду под совместной деятельностью взрослого и младенца?
- Эмоциональное общение с мамой и папой. Малышу нужно научиться улыбаться вслед улыбающейся маме, смотреть ей в глаза, и чем он дольше смотрит и призывнее гулит, тем быстрее мама должна к нему подойти. Тем самым она ему даёт понять: «Я тебя слышу, я тоже хочу с тобой поговорить». Здесь закладывается всё – основы познавательной деятельности, социальная активность, развитие речи, мышления и, наконец, самосознания себя как личности. Какой я? Кто я? Ребёнок оценивает себя по тому, какое отношение к нему проявляют взрослые.
То есть, раннее развитие не подразумевает усиленные занятия с чадом?
- Ребёнка первого года жизни вообще можно научить чему угодно, вопрос только - зачем? Перескакивать в развитии наши великие психологи никому не рекомендовали, и мы на сегодняшний день тоже. Зачем ребёнку карточки со слогами и картинками? Ребёнок до 3–4 месяцев и предмет-то видит размыто. Он двухмерное пространство начинает видеть и осознавать в конце первого года жизни, а не в два месяца и не в три.
А как насчёт популярных в родительских кругах педагогических методик?
- Возьмём, к примеру, методику Глена Домана, которая была рождена в начале 50-х. годов и дошла до нас только сейчас, но уже надоела психологам всего мира. Несмотря на всеобщее восхищение, она не ведёт к раннему развитию, а приводит к тому, что ребёнок перескакивает различные периоды, и у него не формируется фундамент. Когда не сформирован фундамент, вы не построите крышу. Стены у этого дома всё время будут разрушаться. А фундаментом, как я уже говорила, является эмоциональное общение. Психологи бьют тревогу, потому что наши техногенное общество сокращает общение за счёт огромного количества гаджетов. Родители попросту не знают, как общаться со своим ребёнком. Есть и другая проблема, не менее важная. Мы в отличие от американцев и даже, может быть от англичан, не такие активные. Очень трудно русскому человеку с его менталитетом открыто сказать: «Я тебя люблю» своему родному близкому или сказать это иначе. Поулыбаться, подержать, покачать его на руках. Это именно то, что ему сейчас крайне необходимо.
Справка
В 40-е годы ХХ столетия военный врач, нейрохирург Глен Домен разработал методику занятий для детей с заболеваниями головного мозга. Он решил, что если проводить многоразовую стимуляцию одного из органов чувств, то головной мозг будет активно работать. Его метод заключался в следующем: детям в течение дня (не более нескольких секунд) показывали карточки, на которых был изображён предмет и его название, написанное большими красными буквами. Название предмета громко и чётко произносилось. Согласно, представленной статистике, дети быстро научились читать, считать у них появилась или улучшилась двигательная активность.
Какие ещё наблюдаются опасные тенденции?
- Уходит детская игра. Она сворачивается, переходит в какой-то мысленный план у ребёнка. Дети перестали играть, не разворачивают игровую деятельность, и это тоже страшно. Потому что вторым важным источником развития ребёнка уже на втором, третьем году жизни совместная игра со взрослым. В ней происходит речевое развитие ребёнка, развивается воображение, мышление. Может, современные игрушки не такие, и родителю кажется, что лучше посадить ребёнка двух- , трёхлетку к мультфильмам или дать в руки гаджет, и он будет занят. Он будет занят. Вопрос только в том, каким он вырастит. Гаджеты ни воображение, ни мышление ребёнка не формируют.
А что формирует воображение?
- В первый год жизни – это объёмная игрушка, яркая, интересная. Дальше по возрасту то, с чем играли наши бабушки и дедушки. Не столько игрушки, сколько обычные предметы, несущие в себе атмосферу неопределённости. Например, обувная коробка, из которой можно сделать кровать для медведя, перевернуть и будет стол, и можно покормить игрушки, перевернуть ещё раз и можно посадить зверей и повозить по ковру, будет машина. Вот что это? Воображение! Его запускает не робот, который дарится и дорого стоит, а вот такие простые предметы - кастрюли, черпаки и т. д. Для игры, с которыми нужно придумать, что делать. Я думаю, что многие родители сталкиваются, когда ребёнок как раз просит эти самые простые вещи. А дорогие не воспринимает.
А какая она, хорошая игрушка?
- Это та, на основе которой можно придумать не менее 7-10 игр. А та игрушка, которая только заводится или только ходит, потому что батарейки включили и что-то говорит, она не будоражит воображение и не ведёт к развитию логики и мышления.
А почему коробка ведёт?
- Потому что вот она сначала машина «би-би». Это условный предмет и условное действие, происходит процесс перекомбинирования одного образа в другой. Мышление на основе воображения.
С воображением и мышлением всё понятно. Как быть с задержкой развития речи? Есть ли какие-то нормы?
- Да, к году ребёнок начинает говорить от 5 до 12 облегчённых слов: «ма», «ба, «дай», «бах», «би-би». К 1,3 это количество слов должно нарастать. К полутора годам у ребёнка к облегчённым добавляются простые слова: «вода», «масина –матина» и тд. Это определённый этап развития речи, потому что не может ребёнок сразу в год, 1,3 и в 1,5 сказать «конгруэнтность». Такого не бывает. Нужно, чтобы дозрел фонематический, смыслоразличительный слух, артикуляция и двигательные возможности, чтобы он, наконец, сказал «пропеллер».
В целом, если к 1,7 не возникает слова с жестом, например, «мама – дай». Или мы спрашиваем: «Где часики?». Он показывает - там. Если к двум годам ребёнок не вышел на однословную фразу «сядь, зая», «иди, зая», «мой ляля», или «зая сидит». То тут я бы начала спешить, потому что дальше, возможно, произойдёт ещё большая задержка. Если, конечно, нет генетической предрасположенности к поздней речи у папы или у дедушки.
Куда обращаться в таком случае?
Обращаться надо к логопеду. На сегодняшний день управление образования Красноярского края, Ачинска идёт к развитию системы ранней помощи. Это медико-социальные и психолого-педагогические услуги, оказываемые семьям с детьми первых 3-4 лет жизни. Это новые структурные подразделения образовательных организаций - детского сада, психолого-медико-социального центра. Они могут быть в виде службы или отдела, лекотеки, где мам и пап будут учить развивать ребёнка на основе игрового взаимодействия.
Автор: Лидия НИКОЛЬСКАЯ, "Ачинская газета" № 41 от 10/10/2018
Нашли ошибку в тексте? Выделилите ее и нажмите Ctrl + Enter чтобы сообщить нам о ней.
Комментарии ()