Просмотры: 1379 | 28 Мая 2020 - 17:35 | | Все статьи
С Евгением мы поговорили о разном. Преимущественно о том, каково это – быть писателем.
- С детства было ощущение, что буду писать, - родные шутейно заронили эту идею в детскую голову, и голова не возражала. Первый рассказ появился лет в 19. Писал я его год, потому что думал, что нужно ждать вдохновения, а оно всё не приходило. И однажды я просто плюнул, сел и продолжил писать, и оно пришло в процессе. Второй рассказ был года через два, я писал его тоже тяжело и долго… и потом каждый следующий, за редким исключением, был тяжелее предыдущего. Требования к себе растут.
- Как вообще люди понимают, что нужно что-то написать?
- Для меня это как носить тяжёлый рюкзак. Порой приходится разгружаться, иначе спина отвалится. Сам процесс не очень-то увлекательный – надо себя дисциплинировать, вгонять в колодки стиля, туда-сюда передвигать слова, эпизоды, чтобы всё работало как часы. Краткое удовольствие я получаю только от осознания хорошо завершённой работы.
- У кого учился, с кем советовался?
- Учился у классиков и неклассиков, у моей учительницы по литературе Лидии Максимовны КОРОТЕЕВОЙ, советовался с хорошим поэтом, ныне покойной Еленой Александровной СОРОКОЛЕТОВОЙ. Мы посещали ачинское литобъединение «Истоки». Потом начал публиковаться в интернете, потом в жизни появился форум молодых писателей, так называемые «Липки». И там я нашёл уже постоянный круг не только советчиков, но и друзей, соратников.
- Как живётся писателю в современном мире? Раньше писатели влияли на умы, сегодня это делают блогеры.
- Есть очень разные писатели по влиянию на умы, по популярности, по жанровой принадлежности, и им живётся очень по-разному. На умы влияет, с одной стороны, не так уж много, может, десяток-другой писателей в России… Их часто приглашают на ток-шоу, и там, собственно, влияние и происходит большей частью. А с другой стороны, я знаю хороших писателей, которые всерьёз утверждают, что лучший фильм на свете – «Зловещие Мертвецы-3», и их герой Эш на них повлиял. А сами пишут тонкие вещи. На нас может повлиять встреченный человек, с которым мы даже не говорили.
Всё-таки писательство - это не про влияние, не про что-то внешнее,- это некий дзен, образ мыслей, строй жизни. Иногда он тебя топит, иногда вытягивает за волосы.
- Как приходит тема, сюжет? Долго вынашиваешь или озаряет?
- Сперва озаряет идея: что если тот человек – не человек, а отслоившийся образ молодого Боярского? Как ему живётся среди людей? Или: что, если школьная учительница в небольшом сибирском городке – узел мироздания, гибельная звезда, которая коверкает судьбы людей? А потом уже начинается долгий период вынашивания и написания.
- О чём пишешь ты? И почему?
- Мне интересно протянуть дружескую руку своему прошлому, городу, родителям, друзьям. Я хочу вызвать у себя ощущение, которое возникло при том или ином событии. Но в сюжете получится, может быть, всё не так, как было в жизни. Мир был ко мне скорее добр, и я хочу об этом напомнить себе, а читатель пусть читает сюжет совсем о другом.
- Какой у тебя главный герой? Похож на тебя или твоих близких?
- Герой обычно похож на меня, так проще, органичнее. А персонажи не очень похожи на тех, с кого я пишу. Как правило, я беру трёх, примерно, человек и делаю одного персонажа. Иногда это родные, знакомые и вообще незнакомые люди, единожды увиденные.
- Хотел бы заниматься только писательством?
- Постоянно писать – это утомительно.
- А кем бы хотел работать? Это не обязательно должна быть реальная профессия.
- Интервьюером неприметных людей. Хотел бы как следует разговорить так называемого человека труда – того, кто обычно не попадает на первые полосы – да и на последние тоже. Ещё восхищает, когда читаю о героях: как какой-нибудь мальчик спас детей из воды, например. Сделать бы такой сайт, разговаривать их, но, как правило, интервью с ними малоинтересны - герои немногословны.
Ещё была идея – тоже скорее прожект, чем проект, - написать книгу об Ачинске, предельно субъективную и несерьёзную, но живую. Просто идти по городу, останавливать людей и задавать им неожиданные вопросы о городе, о них самих, о мире. Туда же в качестве интерлюдий мои воспоминания, связанные с разными уголками Ачинска. Это был бы и документ о времени и месте, и творческий эксперимент.
- Что мешает?
- Неловко приставать к людям с откровенными вопросами. Опять же нужно много времени. А мне нужно ещё порядочно написать того, что уже годы просится на свет.
- Как люди реагируют, если узнают себя в твоих произведениях?
- Мама любит выискивать прототипы персонажей и часто угадывает. Однажды я сказал одной знакомой, что написал рассказ про неё. А там действительно было взято очень близко к натуре. На мой взгляд, рассказ был трогательный, лестный для человека, - а она со мной потом долго не общалась.
- Как твои родные и близкие относятся к тому, что ты реальный писатель?
- Нормально. Не мешают. Что может быть лучше?
- Можно ли заработать творчеством?
- На западе многие зарабатывают отлично, у нас – горстка человек. Я за всё время заработал на стипендиях около полумиллиона. Много это? Наверное, не особо, но так как ты получаешь за то, что делал бы и без денег, это греет.
- Что тебе интересно, в широком смысле?
- Что-то начинать. Обливание, новую работу, новую книгу. В целом интересно новое.
- Какой бы совет дал себе юному или ребёнку из сегодняшнего времени?
- Постоянно заниматься каким-то несложным спортом, поддержанием физической формы – недостаток сейчас аукается - и меньше тратить нервы на то, что происходит во внешнем мире. В детстве один мальчик мне рассказал о Рейгане – он представлялся даже не человеком, а именно каким-то воплощенным злом, Фантомасом, РЕЙГАНОМ, у которого есть красная кнопка, способная нас всех уничтожить – это мне отравляло жизнь. Нужно стараться, чтобы тревожные мысли не лезли из кастрюли, как Мишкина каша, уметь вовремя щёлкать тумблером «выключение». Уметь выносить за скобки боль и неудачи.
- Получается?
Учусь, учусь.
Справочно:
Евгений Эдин родился в 1981 году в Ачинске, учился в местном филиале Цветмета, в 24 года уехал в Красноярск. Работал сторожем, актёром, корреспондентом в различных СМИ, диктором «Радио России», помощником министра сельского хозяйства. Сейчас – редактор новостей на «Русском Радио» и «Радио Дача». Женат, 2 детей. Вышло 3 книги: «Танк из веника» (издательство СЭИП, Москва), «Дом, в котором могут жить лошади» (ЭКСМО, Москва), «Нам нравится наша музыка» (при поддержке Союза российских писателей, Красноярск). Лауреат премии имени В. П. АСТАФЬЕВА.
Автор: Александра ТИШАКОВА, Ачинская газета № 22 от 27.05.2020
Нашли ошибку в тексте? Выделилите ее и нажмите Ctrl + Enter чтобы сообщить нам о ней.
Комментарии ()