Просмотры: 2235 | 19 Февраля 2022 - 14:05 | | Все статьи
– Я загорелся идеей собрать такой же, – вспоминает Артём. – Даже созванивался с автором ролика, но мастер, не захотел делиться секретами. Сказал, мол, добивался всего сам, и ты пробуй. Так что придумывать, конструировать пришлось всё самостоятельно. Смотрел по картинке, как устроен агрегат. Постепенно откладывал на материалы, ведь нужно было и семью кормить. Методом проб и ошибок через два года собрал вездеход, вполне способный выполнять все задуманные для него функции – преодолевать бездорожье, идти по мелководью. Тестирование проходил в реальных условиях – ездил на рыбалку, сплавлялся по реке. Вездеход заменял мне и лодку, и внедорожник.
Видео с поездками Артём выкладывал в сеть. Просмотров было много. Вскоре к нему приехали охотники из Новосибирской области с просьбой собрать такой же агрегат.
– Увидели мой ролик в интернете, – рассказывает Артём, – я думал, что никого не заинтересует эта идея. Однако всё случилось наоборот, сарафанное радио сработало, люди стали обращаться, чтобы помог сконструировать подобную технику. Желающих так много было, что пришлось звать друзей на помощь, я один не справлялся. Мы тогда всемером работали. Следующий вездеход, кстати, уехал в Большой Улуй. Кто-то из ребят тогда назвал технику «марсоходом», и прижилось. Хотя это вездеходы-амфибии.
Чертежи и схемы Артём делает сам. Это простому человеку непонятно, как устроена та или иная техника, а человеку увлечённому стоит лишь картинку увидеть – и идея родилась:
– Конечно, когда начинал, видео в интернете смотрел. Только из него не всегда ясно, как всё работает. Там даже масштаб непонятен. Так что всё методом проб и ошибок приходится самому придумывать и додумывать. Например, очень долго возился с гусеницами. Это же как у велосипеда. Надо, чтобы шаг совпадал: если неправильно сделаешь, либо цепь будет рваться, либо зубчики на звёздочке съест. Три раза переделывал, пока верное лекало по формуле рассчитал.
Артём, сколько себя помнит, всегда возился с техникой, что-то делал своими руками. Ещё в детстве сварил санки:
– Всё как положено, из уголка... тяжелющие были. И «зайчиков» от сварки нахватался, до сих пор помню, как глаза болели.
Но это было только начало. Следом появились аэросани:
– Мне тогда лет 18 было, я учился и работал на заводе. Винт для саней сам вытачивал, не смог найти готового. Долго ими пользовался, полезная штука в хозяйстве. Потом решил сделать трёхколёсный мотоцикл, на больших камерах низкого давления. Он тоже мог как по суше ходить, так и плавать. За щукой ходил на нём.
А потом Артём увидел, как парни летают на парапланах, и тоже решил подняться в небо:
– Очень захотелось испытать эти ощущения. Заказал в Москве крыло. Нужно было найти мотор, подошёл от мотоцикла «Планета». Подобрал шасси, в общем, собрал летательный аппарат. Тестировать решил в Игинке с обрыва. Поднялся в воздух, перелетел через Чулым, и тут мотор отказал. Что делать? Я в ста метрах над землёй. Куда садиться? В тальник планировать опасно - переломаю всё. Решил, надо приводняться. Мягко опустился на воду в районе деревни Курбатово, благо, на мелководье. Удалось отстегнуться и выбраться на сушу. Повезло, если было глубже, захлебнулся бы. Напарник, оставшийся на той стороне, сильно испугался, когда потерял меня из виду. Уже решил, что я утонул. А я пока выбирался, местные курбатовские прибежали. Удивил я их, ещё бы – какой-то чудик с неба свалился.
Неудачи вообще не останавливали Артёма, даже когда соседям не приглянулась очередная самоделка:
– Я катер на воздушной подушке собрал. Он мог передвигаться как по земле, так и по воде. Мог прямо из дома выехать до речки, на рыбалку. Только соседи ругались. Он же сильно пылит, когда по грунтовой дороге идёт. Я тогда тележку смастерил, чтобы катер до реки довозить. А зимой хорошо, пыли-то уже нет. Правда, после того, как винт сломал, ремонтировать не стал, пропал уже интерес. Решил амфибии конструировать.
Вездеходам и болотоходам Артём уделяет особое внимание. Они у него есть и на механической коробке, и на автоматической трансмиссии, из отечественных запчастей и иномарок:
– Недавно покупали два микроавтобуса из Японии, разобрали их на запчасти, чтобы сделать гусеничный вездеход для норильчан. Ставили коробку-автомат, дизельный двигатель. Ребята зарегистрировали его в Гостехнадзоре, всё, как положено, поставили на баланс. Теперь мой вездеход служит в организации, которая занимается расчисткой ЛЭП от лесонасаждений. У нас вообще на гусеничном ходу по дорогам общего назначения передвигаться запрещено. Эта техника предназначена для бездорожья. Ею пользуются рыбаки и охотники в непроходимой местности, в тайге. Вообще география, где вездеходы по моим чертежам бегают, большая – Якутия, Ямало-Ненецкий округ, Томск, Владивосток.
Хотя техника для непроходимых мест это не единственное, что собирает Артём:
– Люди знают, что я собираю вездеходы, бывает, приходят с такими просьбами, закачаешься. А мне интересно, я соглашаюсь. Так, одному знакомому поставили «Оку» на колёса, которые в диаметре, примерно, один метр сорок сантиметров. Представьте, там кабина чуть меньше размером. Теперь этот агрегат в Новобирилюссах народ удивляет. Иногда предлагают собрать что-то ещё, например, погрузчик. А почему нет? Была бы идея, а сконструировать можно всё. И зернодробилки, и сеноизмельчители. Даже мини-экскаватор делал.
Удивительно, но собрав своими руками столько техники, Артём даже не задумывается о патентах на свои придумки:
– А зачем? На поток производство ставить не собираюсь. Я этим для души занимаюсь. Да и денег таких нет. Для этого же инвесторы, спонсоры нужны. Хотя я знаю, что алтайский квадроцикл «Сокол», например, когда-то тоже в гараже собирался, – поделился Артём и добавил, – я вообще не могу отказать в помощи. Друзей много, приезжают не только за советом, просят и с ремонтом посодействовать, да и просто глушитель заварить. Ачинск город маленький – многие друг друга знают и стараются поддерживать
Автор: АГ, Ачинская газета №8 от 16.02.2022
Нашли ошибку в тексте? Выделилите ее и нажмите Ctrl + Enter чтобы сообщить нам о ней.
Комментарии ()