Просмотры: 3077 | 20 Февраля 2022 - 10:14 | | Все статьи
Легко ли воспитать 100-балльника? Своими секретами корреспонденты АГ попросили поделиться ачинских педагогов, ученики которых в прошлые годы получили наивысшие баллы на ЕГЭ.
Педагогический стаж – почти 30 лет
Ученики Людмилы ХМЕЛЁВОЙ всегда показывают высокие результаты на экзаменах, становятся победителями различных конкурсов и олимпиад. А в 2020 году одна из выпускниц получила на ЕГЭ максимальный результат – 100 баллов:
– Экзамены – это стрессовая ситуация, и успех зависит от многого, начиная с уровня волнения, до банальной удачи, - рассказывает Людмила Владимировна. - Но в большей степени, конечно, нужна хорошая база знаний. Когда у ученика отработаны до автоматизма необходимые навыки, то на экзамене остаётся время тщательнее подойти к решению более сложных задач.
По мнению Людмилы Владимировны, на первых порах невозможно сказать, у кого есть шанс получить 100 баллов на ЕГЭ. Но в процессе обучения ученики раскрываются, и становится виден потенциал каждого:
– В 2020 году у меня были две девочки, которые шли вровень. Мы иногда даже устраивали игру-соревнование, они на время составляли сложные уравнения реакций, решали задачи на доске. В результате, у одной девочки – 100 балов, у другой – 97, что тоже очень хорошо.
Главным в своей методической работе Людмила Владимировна считает планирование подготовки к экзамену. Также помогают пробные тестирования, которые показывают сильные и слабые стороны ученика, позволяют корректировать процесс подготовки:
– Вообще, я стараюсь вести уроки так, чтобы всем было интересно. В жизни меня сложно назвать очень эмоциональным человеком, но на уроках стараюсь, чтобы дети чувствовали мою энергетику, проявляю весь свой артистизм, чтобы они заинтересовались предметом и хотели посещать мои уроки.
Отметим, что традиционно химию в школе изучают с восьмого класса, но в лицее для специализированных классов этот предмет вводится уже с седьмого. Конечно, зачастую дети помладше стесняются, боятся что-то не так сказать. Но на уроках Людмилы ХМЕЛЁВОЙ совершать ошибки не страшно. За них даже говорят спасибо:
– Ошибаться нормально, это часть учебного процесса. Можно глубже изучить материал и скорректировать пробелы в знаниях. Считаю, что в классе должна быть дружелюбная атмосфера, а дети должны знать, что я всегда им помогу разобраться.
В профессии 29 лет, девять из них – в школе.
Самым главным секретом в воспитании 100-балльника Лариса ПАДЕРИНА считает личное желание ребёнка:
– Ученик сам принимает решение и ставит себе цель, – поясняет Лариса Николаевна. – Он должен осознать, что, например, выбранная профессия – его кислород, тогда появляется смысл стараться. А моя миссия в этом случае – «мокрая спина», потому что такие дети, заинтересованы во мне, они требуют внимания и заставляют работать ещё больше – в три раза, в пять раз.
Отличительная черта экзамена по литературе – это не просто знание видов, родов, жанров, это умение грамотно раскрыть тему, провести анализ. В этом и заключается методика работы Ларисы Николаевны:
– Я называю это «набиванием руки». Мы берём какой-то экзаменационный вариант, задаём себе ориентир, так сказать. Разбираем тестовые задания, с ними ученики, кстати, быстро справляются. А с творческими заданиями работаем более плотно: регулярно пишем сочинения. Хотя мне нужна всего пара уроков, чтобы понять, интересна ли литература ребёнку или нет, чтобы вырастить из него, может быть, не 100-балльника, но выпускника, который успешно сдаст экзамен.
Особенность педагогической работы Ларисы ПАДЕРИНОЙ – отсутствие каких-либо лекций:
– Увлечь одиннадцатиклассника можно только дискуссией на равных, когда ученик и учитель – это собеседники. При этом диалог должен быть построен на проблеме, чтобы была возможность подготовить несколько точек зрения. Детям нравится, когда они сами формулируют мысли, когда у них это получается. Для них важно иметь возможность высказать собственное мнение.
При этом Лариса Николаевна совсем не считает себя строгой учительницей. Например, использование телефона в её классе – обычное дело:
– У нас телефон – рабочий инструмент. Я не запрещаю ученикам пользоваться интернет-ресурсами: словарями, электронными учебниками, пособиями для подготовки к ЕГЭ. Если строгость – это повышать голос или унижать, не дай, Бог, это неприемлемо. У нас взаимно уважительное общение с детьми, с соблюдением субординации учитель-ученик. Бывает и повздорим, но это возможно в единственном случае, когда «улица» попадает на урок. В стенах школы воспитание и культура первостепенны, хамства не терплю.
15 августа отметит 40 лет профессионального стажа.
Антонина ГУК знает два секрета воспитания 100-балльников:
– Первый, хотя им наверняка пользуются все учителя, и это вовсе не секрет, – улыбается Антонина Ивановна, – глубокое, систематическое погружение в предмет. Начинать надо с пятого класса. Второй – это сами дети. Если ребёнок захочет, то он возьмёт всё, что ты ему дашь, естественно, в итоге вернёт в виде хороших результатов. Как я говорю, «цветок расцветёт».
Но у неё есть в педагогической копилке свой необычный приём:
– Когда я прихожу в старшие классы, на самом первом уроке, на самом первом листке тетради предлагаю ученицам изобразить результат, который они хотят получить по моему предмету на экзамене. Кто-то пишет, что ему и 70-и достаточно, а кто-то ставит цель – 100 баллов. И самое интересное, что эта мотивация работает. В итоге, совместная работа учителя и ученика даёт высокий результат.
Но прежде, чем начать работать, всё же стоит понять, есть ли интерес у школьника к предмету, не будет ли попусту потрачено время:
– Иногда невозможно ответить со 100-процентной уверенностью, получит ребёнок высокий балл на экзамене или нет, всё-таки доля везения в этом есть. Но нужно вовремя заметить ученика. Например, моя ученица, которая получила 100 баллов по литературе, была очень скромной, не всегда вперёд всех отвечала на уроках. Но зато от неё я услышала тот самый правильный литературный язык и даже отметила, что есть способности к литературе. А потом она решила стать журналистом, и мы с ней заработали в полную силу.
Антони Ивановна вовсе не строгая учительница и даже иногда корит себя за это, ведь дети зачастую склонны принимать доброту за слабость:
– Только по-другому я не умею. Мы все родом из детства, а я очень не любила, когда учителя ругались, прилюдно указывали на ошибки, недочёты. Потому иначе строю отношения с ученицами. Но если я даже повысила голос, то сама после этого чувствую себя некомфортно и стараюсь этого избегать. Я руководствуюсь заповедью своего любимого педагога Василия СУХОМЛИНСКОГО: «Если хочешь воздействовать на ребёнка, приведи такой пример, который заставит тебя услышать». Правда, не всегда находятся примеры, но всё же стараюсь убедить, достучаться до ученика, добраться до самых глубин души.
Педагогический стаж – 18 лет.
В согласии со своими коллегами Любовь Петровна главным секретом в воспитании 100-балльника считает собственное стремление ребёнка к учёбе. А основной пункт в её методической работе – индивидуальный подход к ученицам:
– У нас очень высокий рабочий темп. Иногда дети, пришедшие к нам из школы в пятом классе, не выдерживают и возвращаются обратно. Но те, кто остаётся, показывают такую заинтересованность, что восхищаешься. И все дети по темпераменту разные. Кто-то очень скромен, кто-то, наоборот, активен и не может усидеть на месте. И это нужно увидеть, суметь найти правильный подход и повести этого ребёнка. И тогда у тебя будет звёздочка.
И на этот случай у Любови Петровны в запасе есть свои «фишки»:
– В гимназии классы небольшие, что позволяет внимательнее отнестись к детям. На уроках я даю специальные задания, чтобы понять, как построить дальнейшую работу с ученицами. И это работает. Ребёнок, который до этого сидел и тихонечко что-то там делал, начинает говорить именно в тот момент, когда остальная масса знающих и уверенных учеников не знает ответа. И уже после начинаешь давать ему дополнительные задания, чтобы повысить уровень.
Любовь Петровна умеет зажечь интерес к предмету. Она очень эмоциональна и даже иногда «разыгрывает» сценки:
– Иногда, как артистка, могу зайти в класс и целое представление разыграть, мол, у меня случилась такая-то беда. И всё это с умыслом, придумываю историю, в которой будет скрыта тема по обществознанию. Девочки, естественно, реагируют, начинают советовать, как мне правильнее поступить. А потом мы все вместе проводим анализ высказываний и таким образом отрабатываем тему урока.
Любовь Петровна активная участница внутриклассных чатов и групп, хотя одно правило в её классе никогда не нарушается:
– У меня на уроке нельзя сидеть в телефоне, потому все ученицы складывают свои гаджеты в специальную корзиночку. А за пределами учебной аудитории – пожалуйста: смотрите, общайтесь, делитесь впечатлениями. Тем более, мы в чатах выкладываем анонсы олимпиад, вопросы для обсуждения.
Главное фото: pixabay.com
Автор: АГ, Ачинская газета №8 от 16.02.2022
Нашли ошибку в тексте? Выделилите ее и нажмите Ctrl + Enter чтобы сообщить нам о ней.
Комментарии ()